1. Особенности формирования семейного архива в СССР в 20-е—90 –е годы ХХ века
1.1. Формирование биографии советской семьи:
- отказ от прошлого – «безродность»
- создание безопасной версии семейной истории
- мифологизация
1.2. Обстоятельства уничтожения документальной памяти:
В семье возникает привычка уничтожать прочитанные письма, стремление сохранять минимум документов:
«У взрослых была такая привычка: прочитали письмо и тут же уничтожали».
Е.В. Смирнова.
Крепнет традиция не рассказывать детям о родных и знакомых, а у детей - не расспрашивать родителей. Эти привычки и знание входили в детское сознание, сопровождали их в жизни и передавались следующему поколению.
«Когда нам сказали: «Ослобоните квартиру!», что у меня – только кукла в руках. У меня ничего не осталося: ни денег, ни вещей – ничего. И это у меня осталось на очень большой промежуток времени, … лет - до сорока, наверное. … Какие-нибудь бумажки, я старалась их не вести. Подсознательно страх какой-то был. Я ни то, что записывала, а что ко мне приходило, … я их уничтожала просто».
С.И. Даукст
Жизнь семьи могла полностью измениться всего за несколько месяцев, как это произошло с семьей Королёвых: на фотографии 1937 года можно увидеть большую и, кажется, вполне счастливую семью за столом на летней веранде. А в 1938 году, после ареста родителей, детей отдают под опеку, указывая в справке: «Родители неизвестно где». Сохранился также блокнот потерявшей семью девочки, в котором она описала произошедшее: «Папа мама Изя Люка пропали мы все вот».
Почти ни одно интервью бывших детей «врагов народа» не обходится без драматической истории с анкетой:
Я закончила школу почти в девятнадцать лет. Вот из-за этой оккупации. А почему из-за оккупации? Потому что расстрелян папа, где моя мама и еще же я должна все это скрывать. И то, что я в оккупации была. Понимаете? Это же не кончилось тем, что они сделали. Они же и войной еще нас наказали. Мы виноваты остались, что мы попали в оккупацию. И нигде нельзя было сказать о том, что я была в оккупации. И почему я так поздно заканчиваю школу? – Болела. Причем везде, я везде писала «сирота». М.А. Ермашова
1.3.1. Тот личный архив, который сохранялся в семьях, обычно был связан с общественной и безопасной личной историей: фотографии и документы студенческих лет, работы, своей семьи.
1.3.2. С архивирования самостоятельной жизни часто начинался интерес к своему прошлому и прошлому своей семьи, о котором молодому человеку, решившему собирать личный архив, могло быть ничего не известно.
Происходит поиск документов у родственников, ищутсядокументальные свидетельства «прошлой жизни». Часто среди обретенных таким образом документов, выделяется один - два единственных, которые становятся эмоциональной точкой памяти, через них происходит узнавание прошлого, его зрительное воплощение.
– А ваши фотографии сохранились? Семейные?
– Одна фотография, которую мне родственники дали. ... : там папа, мама и сестренка. У нас было, наверное, их не одна… я все время ее прятала, брала, и прятала, вот такую вот. Я брала и прятала. У меня, ощущение тревоги, беды было.
Д.А. Столярская
1.3.3. Документы–артефакты
Их значимость не только в информации, которую они несут, иногда их чрезвычайно трудно прочесть, некоторые из них так никогда и не были прочитаны из-за испорченного по неосторожности текста. Эти последние письма с течением времени как бы утрачивают свой статус документа, превращаясь в артефакт, реликвию семейной истории.
Пока папа сидел в Соликамской тюрьме, мама носила ему передачи и чистое белье. Однажды в грязном белье мама нашла записку: «ищи тщательно в белье».Больше папа не повторялся, а мама знала, что прежде чем стирать белье, нужно его тщательно проверить. В подпоротых швах находила записки на тонкой папиросной бумаге. Мама хранила эти записки в маленькой коробочке .
Бельфорд О.В.
2. Влияние закона о реабилитации 1991-го года на семейные архивы
Принятие в 1991 году закона о реабилитации дало возможность знакомиться со следственными делами репрессированных.
В основном это были документальные свидетельства террора, предоставленные семьям системой и как правило, кроме подтверждения самого факта репрессии не несли никакой реальной информации.
В личные архивы попадают значимые документы для семьи – публично легитимные – справки о реабилитации, партийная реабилитация, упоминание родных в чьих-либо мемуарах, официальные фотографии, публикация в прессе.
Начался сложный процесс легализации частной памяти, целенаправленная работа по восстановлению семьи, рода.
(Ведь этой памяти как единого целого не существовало, частная память о прошлом не была общим достоянием даже в рамках одной семьи. Молчание о прошлом семьи долгие годы было образом жизни; документы – опасные свидетельства эпохи террора в семейной памяти часто были спрятаны, не только от посторонних глаз, но и от членов семьи).
…первое его свидетельство о смерти … там было написано, что он умер в 42-м году, причины смерти – нет сведений, места смерти – нет сведений.
А потом … мне уже было выдано настоящее свидетельство. Причем, я за ним так бежала, когда мне позвонили, что его можно получить, я бросила все дела и побежала за этим свидетельством. И я попала в день, не тогда, когда можно было получить его быстро, а когда подавали заявления на свадьбы. Это было ужасно долго. И хотя я просила меня пропустить, меня никто не пропустил. И когда я получила это свидетельство, работница ЗАГСа мне сказала: «Зачем же вы пришли сегодня, вы позвонили бы и пришли бы в другой день». Я подумала: «Вы не понимаете, почему я пришла в тот же самый день, когда мне позвонили, а не в какой-нибудь другой». Хотя ничего нового не могла узнать.
Е.В. Смирнова
3. Организация работы с семейным архивом
3.1. Биографическое интервью
Необходимо сочетание документального комплектования и записи, глубокого биографического интервью с тем, кто этот архив передает.
По мере того, как уходит старшее поколение, документы из домашних архивов все меньше говорят поколению младшему. Человек, не живший в советскую эпоху, понять без развернутых комментариев, какие исторические пласты репрезентируют эти истрёпанные листки и пожелтевшие фотографии, редко когда бывает в состоянии.
Личная, семейная память автоматически не превращается в социальную, для того, чтобы это происходило, социум должен постоянно прикладывать усилия – самые разные, например, заботится о том, чтобы память человека не уходила вместе с ним.
3.2. Систематизация документов семейного архива
Документы семейного архива следует распределить по группам, внутри группы – распределить по хронологии от самой ранней до самой поздней. Каждую группу документов сложить в папку и сделать соответствующую надпись.
3.2.1. Биографические:
Личные документы – свидетельства о рождении, браке, разводе, смерти, паспорта.
3.2.2. Материалы служебной и общественной деятельности
- Разобрать на группы: служебная деятельность – места работы могут меняться. Внутри группы сформировать по видам, темам или времени возникновения
- Общественная деятельность: документы делятся на соответствующие этапы и раскладываются по хронологии
3.2.3. Имущественно-хозяйственные документы
разобрать по видам собственности или по видам документов. На папке описать состав документов, даты, количество материалов.
3.2.4. Изобразительные материалы
- фотографии
- рисунки
3.2.5. Фотографии
- Разобрать на: видовые, массовых событий, домов, людей.
- Датировать снимки
- Попытаться установить изображенных персоналий
- Сделать подписи карандашом
- Если наклеены в альбоме – подписи на отдельном листе, вложить в альбом. Сделать описание фотографий на каждой странице
3.2.6. Творческие материалы
- Отделить одну рукопись от другой. Сгруппировать рукописные и печатные варианты, относящиеся к одному произведению. Постараться каждый датировать. Когда и где опубликованы
- при описании указывать те названия, которые дал автор. Рукописям без названия дать условные заголовки (в квадратных скобках).
- Если возможно, описать обстоятельства создания рукописи
3.3. Работа с письменными документами из семейного архива
Письменные документы могут не только свидетельствовать о прошедшей жизни, но и являться её непосредственной частью. Светлана Александровна Иванова и Лев Глебович Мищенко вели переписку с 1946 г. по 1954 г.: Лев Глебович находился в это время в Печорлаге. Во время войны он попал в немецкий плен, а потом был арестован и отправлен в лагерь. Несколько лет его невесте ничего не было о нём известно, а с 46-го года она узнала о его судьбе и местонахождении, и началась многолетняя переписка. В переписке она фактически проживает его жизнь, если бы он был с ней: рассказывает о том, какие открываются магазины, как изменяются улицы, что происходит вокруг; смотрит на всё не только своими, но ещё и его глазами. Архив их переписки включает в себя:Всего писем - 1346
Из Печорлага – 647
Из Москвы - 699.
Письменные документы необходимо разобрать по группам. Например, работая с документами в Архиве истории ГУЛАГа, учитывают следующие группы:
- арест (повестки, протоколы обыска, прощальные записки)
- тюремное заключение и следствие (списки передач, денежные квитанции, нелегальные записки)
- этап – эшелонные записки, письма с пересылок
- лагерь (быт,- опись посылок, заявления о переписке, выдаче обмундирования)
- труд –(грамоты, ведомости о выходе на работу, записки на поощрение –выдать юбку, право на ношение волос, заметки в - ----лагерных или стенгазетах)
- творчество - театральные программы, ноты, записанные по памяти стихи русских и советских поэтов, произведения лагерной сатиры. Научные работы, написанные в местах заключения.
- самообразование,- конспекты по механике, иностранным языкам, блокнотики с афоризмами, формулами. Справочники, словари, поэтические сборники, учебники, отбывшие вместе со своим владельцем лагерные сроки.
Вера Федоровна Берсенева и Софья Сергеевна Потресова за два года 1945-1947 вспомнили и записали почти 250 стихотворений: Блока, Г. Иванова, Северянина, Ахматову, Кузьмина, Есенина, Гумилева, Маяковского и Луговского
- переписка в т.ч. легальная и нелегальная. Содержание, внешний вид, способы передачи, способы донесения информации, язык, стиль. Отделить копии и черновики писем. Работа по установлению корреспондентов и датировке
- письма детей в лагерь и письма к детям (протяженность во времени, темы общения, сверхзадача – сохранение памяти о семье, влияние, воспитание. Фотографии маме в лагерь.
- освобождение – официальные документы, т.е. справки об освобождении, временные паспорта, и т.д. Железнодорожные билеты, телеграммы о встрече, записные книжки и др.
- заявления родственников о пересмотре дел, официальные ответы.
- реабилитация - справки, заявления, партийная реабилитация, ходатайства друзей и коллег.
- документы следственного дела
- косвенные свидетельства (анкета, документы о возвращении жилплощади, док. по оформлению пенсии).
Также необходимо выстраивать очень бережную работу с мемуарами и дневниками – это чрезвычайно важные «человеческие документы».
Из дневника Нины Ганжуро
Браиловский детский дом (Украина)
1938-1939 гг.
«Потом я вспоминаю маму и папу. И чудно. Мне кажется, что как будто они арестованы в какой-нибудь капиталистической стране, потому что я их так крепко люблю, а любить человека, который вредит стране, я не могла бы».
Сотрудники архива истории ГУЛАГа:
Ольга Блинкина
Галина Бувина
Алена Козлова
Ирина Островская
Материал основан на презентации и лекции Алёны Козловой, сделанных для семинара для школьных учителей истории.