Карстен Клеге
В России, как и во всём мире, государство самым непосредственным образом заинтересовано в существующей культуре памяти. Именно оно определяет о ком и о чём, собственно, следует помнить. На сегодняшний день в России история чаще всего перекраивается в национально-патриотическом ключе, особенно когда дело касается памяти о советской эпохе. Проявлением этого является, например, не только увеличившаяся в последние годы патриотическая пропаганда событий Великой Отечественной войны[1], но и тот факт, что негосударственные общественные объединения и деятели, имеющие критический взгляд на прошлое, вряд ли получат от государства какую-либо поддержку своей деятельности – скорее наоборот[2].
Но в моём небольшом эссе речь будет идти главным образом не о гражданском обществе и правозащитной организации «Мемориал», а в большей степени о взглядах государства на процесс переоценки исторических фактов. Как к этой проблеме относятся власти, в том числе и местные? Какие государственные инстанции отвечают за формирование нового взгляда на отечественную историю? В чём состоит их деятельность? Какие аргументы и приёмы риторики они берут на вооружение?
Я ссылаюсь в своей статье на беседу 29 июля 2009 года участников летней школы с депутатом Пермской городской думы Алексеем Анатольевичем Грибановым. Он является председателем городской Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.
Реабилитация бывших политзаключенных
В состоявшейся беседе Алексей Анатольевич посвятил нас в суть работы Комиссии, председателем которой он является. Её важнейшими функциями являются, во-первых, корректное применение изданного в начале 90-х годов прошлого века закона о реабилитации жертв политических репрессий и, во-вторых, поддержка осуществляемых общественными организациями проектов. Далее, Алексей Анатольевич пояснил, что процедура реабилитации, по сути, уже завершена, и в Пермском крае было реабилитировано свыше 4300 человек. В этом отношении Пермский край занимает ведущие позиции по сравнению с другими регионами России. При этом охват процесса реабилитации, к сожалению, не так велик. Людям, ставшим жертвами сталинских репрессий, трудно подтвердить это документально. Признание их как жертв репрессий весьма проблематично и связано с большим числом бюрократических проволочек. Поэтому не всегда бывшим политзаключенным удается собрать необходимые документы. И даже если человеку всё-таки был присужден статус жертвы политических репрессий, выплачиваемых пособий всё равно не хватает на жизнь. Компенсации по конфискованному в тридцатые годы имуществу осуществляются в мизерном размере.
Эту финансовую несостоятельность и отсутствие в бюджете средств на предоставление социального жилья депутат объясняет тем, что предложения его Комиссии кажутся властям недостаточно обоснованными с юридической точки зрения, соответственно, власти вправе и не следовать рекомендациям Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.
Государство и память: о роли памятников и памятных мест
В Перми, где по инициативе бывших репрессированных обществом «Мемориал» и при содействии местных властей был воздвигнут памятник жертвам политических репрессий, становится ясно, в каких отношения друг с другом находятся так называемые «позитивная» и «негативная» память о прошлом России. Здесь рядом с мемориальными досками в честь выдающихся деятелей искусства и известных политических личностей, в том числе и большевиков, бросается в глаза большое количество памятников Великой Отечественной войне: танк на пьедестале, вечный огонь как непременный атрибут. Всё это признаки проводившейся особенно активно в советское время политики в отношении чествования героев войны, и сегодня эта политика вновь возрождается. Посредством ремифологизации событий о войне памятники героям военных лет приобретают в сегодняшней России новое, актуальное значение.
В 1990-е годы на Егошихинском кладбище в Перми был построен Мемориал в виде звонницы как знак памяти жертв сталинского режима. Как и в других городах, этот памятник стоит не в центре кладбища, а немного в стороне, напротив того места, где были захоронены репрессированные. Будучи участниками летней школы, мы этого ещё не знали, поэтому спросили депутата о причинах такого месторасположения памятника. Грибанов нам объяснил это не историческими предпосылками, а тем, что якобы и в Германии в центре города не встретишь памятников и мемориальных плит, напоминающих о событиях Холокоста. В конце нашей беседы речь пошла о том, надо ли воспитывать сегодняшнее поколение молодых людей в России в патриотическом духе, и стало ясно, что Алексей Анатольевич разделяет мнение властей о том, какую в этом роль играют такие памятники. При этом он не упомянул, однако, о том, что главную роль в выборе места для установки памятника должно было играть именно то, что это память о людях, ставших жертвами политических репрессий и захороненных на этом самом месте. Грибанов отмечал, что вряд ли может себе представить прогулку по городу, где на каждом шагу натыкаешься на мемориальные плиты, напоминающие о таких ужасных событиях нашего прошлого. Из этого ясно, что для самого депутата важнее память о доблестном прошлом, хотя и без попытки выкинуть из него трагические события и переписать историю.
Кроме того, наш разговор показал, что для Алексея Анатольевича несомненно важна совместная работа с «Мемориалом», а также и с другими общественными организациями г. Перми. Он видит много пользы и в продвижении различных образовательных проектов, затрагивающих вопросы истории, рассказывающих о том, что происходило в стране в советское время. Врач по образованию, депутат отдает должное и социальным проблемам современности, среди которых особенно важными являются такие аспекты, как социальная реабилитация и работа с молодёжью. Активное внимание к проблемам истории и попыткам переписывания истории отходит для него уже на второй план. Как позже мы узнали в «Мемориале», такая позиция довольно характерна не только для представителей власти, но и для широких слоев населения в России. Активисты «Мемориала» отмечают, что большая часть пермяков положительно относится к реализуемым организацией социальным или молодёжным проектам, но при этом довольно скептически воспринимает проекты, так или иначе затрагивающие тему политических репрессий.
Для понимания ситуации в сегодняшней России для нас был очень важен намек Грибанова на то, что он среди политиков является скорее исключением, а не правилом. Да, необходимо, чтобы местные власти всё же интересовались работой «Мемориала» и других общественных организаций. Продуктивной совместной работе мешают с одной стороны переписывание властями истории в национально-патриотическом ключе и с другой стороны – различные неототалитарные движения в современной России. Проявление этих тенденций в различных регионах России неравномерно. Что касается ситуации в Перми, то тут депутат недвусмысленно намекает на то, что она в принципе отличается от остальной части страны, поскольку Пермский край считается одним из самых либеральных и демократически настроенных регионов. Грибанов говорит о проблемах, стоящих как перед властями, так и перед местными общественными объединениями, а также перед простыми гражданами, когда речь заходит о столкновении локальных интересов и требований с той линией политики, что диктуют федеральные власти. Алексей Анатольевич констатирует факт, что сегодня в России наблюдается «крайний дефицит демократии»: не только демократические общественные организации вроде «Мемориала» сталкиваются сегодня с непониманием и неприятием их идей и взглядов, но также и он сам. Отсюда становится более понятно, почему «Мемориал» считает Комиссию по реабилитации жертв политических репрессий, возглавляемую Грибановым А.А., своим важным стратегическим партнёром на местном уровне, а самого депутата – своего рода покровителем.
[1] Примерами могут служить также ежегодные и массовые акции «Георгиевская ленточка», проведение парадов 9 мая в День Победы, создание президентской комиссии по борьбе с фальсификациями истории и другие.
[2] См. Федеральный закон об общественных объединениях 2006 года. «Мемориал», будучи крупной и довольно известной общественной организацией, в этом плане скорее является исключением.
Записей не найдено.