Исторический раздел:

Настоящее прошлого 2011


Дидактические материалы, разработанные организаторами просветительского лагеря "Настоящее прошлого"


Форма образовательной: работа в малых группах.

Участники малых групп передвигаются по "станциям", в которых находятся задания, связанные с анализом архивных источников, изучением советских плакатов в прошлом и настоящем», писем во власть, и других документов. После прохождения всех станций следовало совместное обсуждение и рефлексия участников.

Пример: Малая группа в составе 4-5 человек на каждой станции выполняет задания. Ответы на поставленные вопросы и результаты обсуждения записываются на флипчартах и путевом листе. Во время совместного обсуждения, выбранные делегаты, от каждой малой группы,  представляют ответы на заданные вопросы. Остальные участники малых также принимают участие в обсуждении.

 

Станция 1

Задание: Прочитайте источник, который расположен перед вами и постарайтесь ответить на вопросы:

Как Вы думаете, что за источник перед Вами? Кто мог быть автором источника? Где был создан источник?

                                                                                   Shutochnye_prikazy_1 Shutochnye_prikazy_2

                                                                                           

Запишите, пожалуйста, тезисно ответы на вышеперечисленные вопросы! Они Вам обязательно пригодятся на общей рефлексии.

 

Станция 2. «Советские плакаты»

 

Внимательно посмотрите на плакаты и к одному из плакатов предложите свой слоган, который был бы актуальным на сегодняшний день.

 Plakat_1 Plakat_2 Plakat_3 Plakat_4 Plakat_5 Plakat_6

Запишите, пожалуйста, на флип-чарте придуманный вами слоган!


Станция 3. «Отношение к советской власти»

Изучите письменные источники. Запишите, пожалуйста, тезисно ответы на нижеперечисленные вопросы! Они Вам обязательно пригодятся на общей рефлексии. 

 1.     Письмо С.Е.Рахманова

Pismo_Rakhmanova_1 Pismo_Rakhmanova_2 Pismo_Rakhmanova_3

1. На ваш взгляд, почему он решил написать это письмо?

2. Как вы думаете, почему он просит помощь у Америки?

 

 2.     Письмо З.Н. Николаевой в редакцию Пионерской Правды

Pismo_Nikolaevoi_1 Pismo_Nikolaevoi_2  

1. Почему она пишет в Пионерскую Правду?

2. На что надеется автор текста?

 

3.     «Прaкламация» (призыв, воззвание) А.А. Кузнецова

Proklamatsiya

1. Как Вы думаете, автор текста смог достичь своей цели?

2. Анализируя отрывок из текста, «колхозник стонет по полям, по дорогам, по тюрьмам, под телегой, ночуя в степи», подумайте над вопросом -  почему крестьяне  не оказывали сопротивления существующему режиму, предпочитая

Могут ли появиться подобные документы сегодня? Знакомы ли Вы с подобными документами в настоящее время? Где с ним можно познакомиться? 

 

Станция 4. «Эрудит»

1. Расшифруйте  следующие аббревиатуры. Если есть затруднения, придумайте свой вариант расшифровки. И дайте определение понятиям.

 

СССР

ГУЛАГ

ОГПУ

НКВД

ВКП(б)

ЧСИР

АЛЖИР

 

Доходяга

Заначка

Атас!

Шмон

Туфта

Лафа

Гаврик

 

 

  1. 2.     Знаете ли Вы, где в Перми, вашем городе или регионе, стране находятся мемориальные памятники жертвам государственного террора? Напишите их пожалуйста.

 

 

Станция 5 . «Посылка»

Представьте ситуацию, что сейчас январь 1938 года, в самом разгаре вторая пятилетка,  происходит мощное развитие промышленности, уже возведены крупные гиганты индустриализации (Днепргресс, Беломорканал и др.).    Но в это время Ваш отец приговорен к 10 годам лишения свободы и находится в лагере на Колыме. На днях от него вам пришло письмо, в котором он просит Вас прислать ему посылку.  В связи  с этим Вы начинаете ее собирать. Но есть определенные ограничения: вес посылки не должен превышать 5 кг, а количество вещей должно быть не более 7-ми.

Задание: Выберете семь вещей из предложенного списка, которые Вы предпочли бы положить в посылку (эти вещи есть дома) и расставьте их в порядке приоритетности:

Новый костюм

Новый, очень теплый свитер

Старый потертый, но годный к носке свитер

Теплые носки

Теплые портянки

Валенки

Полкило сала

Килограмм колбасы

Полкило чеснока

Полкило сухарей

Килограмм яблок

Банка варенья

Килограмм картофеля

Буханка хлеба

Пачка чая

Серебряный портсигар

Две пачки папирос (но Ваш отец не курит)

  

 

Станция 6. «Платок из ГУЛАГа»

Перед Вами фотография платка, на котором вышито нитками послание-письмо В.И. Лаищева, арестованного в августе 1945 г. Но этот платок так и не дошел до родственников.

Попробуйте реконструировать скрытый текст. Поразмышляйте, что мог написать автор и результаты запишите на флип-чарте. А ход ваших  мыслей отразите в этом маршрутном листе.

                                                                                            Laishchev_zadanie Platok

 

 

Дополнительные вопросы для общего обсуждения.

Секция 1 «Приказы»:

  1. По вашему мнению, какова причина появления такого «документа»?
  2. Как Вы думаете, что заставило человека написать эти «приказы»?
  3. Почему эти "приказы" можно было написать?
  4. Представьте, что Вы сотрудник НКВД. Какая была бы ваша реакция?
  5. Что было бы автору этих приказов в 1937 году, в конце 1950-ых годов, сегодня?
  6. На ваш взгляд, сегодня могут появиться подобные приказы?
  7. Нарушают ли они права женщин?/ отражают ли они гендерную политику какого-нибудь государства?
  8. Актуальны ли эти приказы сегодня? Если да, то где( в какой стране?)? почем?.

Справка: Источник «Шуточные приказы» хранится в архивно-следственном деле на Анатолия Тимофеевича Сапожникова, отбывавшего наказание в Усольлаге НКВД СССР за антисоветскую агитацию (осужден в 1942-м году к 7 годам). Изъятие этих приказов и арест произошло 31.07.1947 г. Осужден Специальным лагерным судом ИТЛ Усольлага МВД СССР,  30.08.1947 по ст. 58-10 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы с прибавлением ранее неотбытого срока. ПермГАНИ, Ф.6432.Оп.1.Д.464.Л.86,86а.

Секция 2. Советская повседневность

  1. Какой вам представляется повседневная жизнь конца 1930-х гг.?
  2. Что из себя представляла жизнь простых людей?
  3. Как Вы думаете, а сегодня мог бы появиться подобный плакат?
  4. Используются ли такие плакаты в современном мире?
  5. Как Вы думаете, почему в настоящее время можно встретить советские плакаты с современными слоганами?

   

Секция 3. «Отношение к советской власти»

1.     Письмо С.Е.Рахманова

1. Как Вы думаете, какая дальнейшая судьба у автора этого письма?

2. Что Вы можете сказать об этом человеке? К какому социальному положению он относится?

3)Какая была ситуация в стране?

Справка. С.Е.Рахманов  был осужден 13.07.1949 г.  Военным трибуналом МВД  Пензенской области по ст. 58-8, приговор 25 лет лишения свободы  в исправительно-трудовом лагере.

 

2. Письмо З.Н. Николаевой в редакцию Пионерской Правды

1. Почему автор текста считает нашу страну самой ужасной?

2. Согласно письму, какие ментальные черты жителя СССР вы можете выделить?

3. На что надеется автор текста?

4. Как Вы думаете, какая дальнейшая судьба у автора этого письма?

Справка. З.Н. Николаева  была осуждена 26.02.1948 г. Молотовским облсудом в закрытом заседании осуждена к 6 годам лишения свободы.

 

3. «Прокламация» (призыв, воззвание) А.А. Кузнецова

  1. Как Вы думаете, автор текста смог достичь своей цели?
  2. Как Вы думаете, какая дальнейшая судьба у автора этого письма?
  3. Какой вам представляется повседневная жизнь простых людей  конца1930-х гг.?

Справка. А.А. Кузнецов был осужден 09.12.1937, особым совещанием НКВД  по ст. 58-11 приговорен к  5 годам лишения свободы


Секция 4. «Эрудит»

Ответы. Ж. Росси. Справочник по ГУЛАГу.

ГУЛАГ - Главное управление  лагерей

ОГПУ - Объединённое государственное политическое управление

НКВД - Наро?дный комиссариа?т вну?тренних дел 

ВКП(б) - Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)

ЧСИР - член семьи изменников Родины

АЛЖИР - Акмолинский лагерь жён изменников Родины

Шмон - обыск (в Словаре Попова, Киев 1912 г., «шимонать, обыскивать, щупать»).

Туфта - туфта (иногда: тухта) - липа, обман; очковтирательство; работа, сделанная лишь для видимости; заведомо ложные, завышенные показатели в официальном отчёте.

Атас! - предупреждение об опасности;  стоять на атасе, встать на а., караулить во время кражи или иной тайной операции: «Я попытаюсь забросить коня, а ты постой на атасе у волчка». Ср. атанда; вассер; зекс; стрёма; шесть.

Доходяга - тот, кто доходит или дошёл , В тюремно-лагерном мире д. находится на самом дне.

Гаврик - человек, парень; обычно в третьем лице.

Лафа - удача; хорошая житуха, «День был актированный, на работу не погнали, да к тому еще Леха закосил котелок баланды, вот нам и л. была!». 

Заначка - заначка - секретное место, где что-то спрятано или где самому можно укрыться: «У Жорки в заначке три картошки»; «Сашка с Нюрой пошли в заначку».

 

Секция  5 . «Посылка»

Стоит обратить внимание на то, что в первую очередь в лагере необходимы продукты, обеспечивающие физическое выживание: чеснок (свирепствует цинга), сухари, сало; складывая в посылку другие продукты, следует задуматься об их пригодности к длительной транспортировке. Посылаемая одежда должна быть функциональной и неброской – меньше вероятность, что их отберут или украдут. Имеет смысл также задуматься о предметах, которые можно выгодно обменять на зоне (табак, чай и т.п.), но при этом не слишком будут возбуждать алчность уголовников и надзирателей (новые вещи, драгоценности и т.п.)


Секция 6. «Платок из ГУЛАГа»

1. Как Вы думаете, почему этот платок не дошел до адресата?

2. Почему автор письма отправил послание на платке?

3. На Ваш взгляд, каким образом современный заключенный может связаться с родственниками?

Справка. В.И. Лаищев был осужден 10.01.1946 Пермским облсудом по ст. 58-11, приговорен к 10 годам лишения свободы.


 

 


Записей не найдено.

Поделиться:

Также рекомендуем почитать:
| Возвращение имён продолжается
| 18-ое кладбище: ошибка или правда?
| МВД и КГБ Белоруссии ответили историкам: «В архивах нет информации о местах расстрела жертв репрессий»
Информация по спецпоселениям ГУЛАГа в г. Чусовом и Чусовском районе Пермского края, существовавших
в 1930-1950-е годы

Что отмечено на Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
По местам спецпоселений и лагерей ГУЛАГа
| Во всем виновата фамилия?
| Для тебя средь детей не бывало чужих
| Главная страница, О проекте