[Между 10 и 15 марта 1930 г.][1]
г. Свердловск
Уральской области
Посылая при этом постановление ПБ[2] по вопросу о перегибах и извращениях партийной линии в области колхозного строительства, бюро Уралобкома предлагает:
1. Немедленно ознакомить руководящих работников округа и районов с содержанием настоящего постановления: а) членов бюро ОК; б) членов фракции президиума окрисполкома; в) зав. окружными отделами, суда, прокуратуры, ГПУ; г) председателей окружных кооперативных союзов и др[угой] руководящий состав профработников.
2. Созвать расширенный окружной актив и ознакомить их с директивами партии по колхозному строительству в соответствии с настоящим постановлением ЦК и статьей тов. Сталина[3], и Примерным уставом с/хоз. артели.
3. Политика партии по колхозному строительству должна быть хорошо усвоена всеми членами партии. В этих целях необходимо проработать вопрос на ячейковых собраниях. Следует учитывать, что решительная борьба с извращениями, перегибами, злоупотреблениями вызовет у известной части членов партии, прикрывающихся «левыми» фразами о быстром темпе коллективизации, нерешительность в проведении в жизнь настоящих директив.
Необходимо со всей решительностью дать отпор таким настроениям, которые ведут к срыву достигнутых успехов и на деле будут помогать правым оппортунистам. Как «левым» фразерам, так и право-оппортунистическим настроениям надо дать решительный отпор и со всей четкостью выявить линию партии. Для докладов на ячейковых собраниях необходимо выделять наиболее политически подготовленных членов партии.
4. Обком обращает внимание, что преступная медлительность в развертывании массовой разъяснительной работы, а также попытки отдельных организаций уклониться от постановки на обсуждение колхозных масс статьи тов. Сталина и опубликованного Устава сельскохозяйственной артели приводит на деле к тому, что колхозники сами требуют обсуждения этих вопросов.
Партийные организации вместо того, чтобы по-большевистски возглавить и взять руководство по обсуждению этих вопросов в свои руки, изолировали себя, предоставив возможность кулакам и подкулачникам разлагать колхозы и деморализовывать колхозные массы.
В результате имеем налицо волну массовых заявлений о выходе из колхозов, разведения обобществленного скота, а в ряде случаев – контрреволюционные выступления не только против колхозов, но и против политики партии и Советской власти.
5. При обсуждении нового устава с/хоз. артели на собраниях колхозников, не допуская административных наскоков и каких бы то ни было репрессий и запугиваний, необходимо ясно и толково разъяснить значительное сокращение молочного скота, важность организации обобществленных колхозных стад в интересах самих членов колхозов.
К разрешению вопроса об обобществлении молочного скота надо подходить не механически, а предусматривать всю совокупность местных условий: наличие уже имеющихся приспособленных для совместного содержания скотных дворов, где уход, содержание и увеличение продуктивности скота лучше обеспечиваются, чем в индивидуальном хозяйстве, обеспеченность фуражом и т. д.
6. Обобществление свиней в районах промышленного свиноводства диктуется интересами самого крестьянства, учитывая значительное их сокращение. Следует толково объяснить колхозникам, что обобществление не лишает их права иметь коров и мелкий скот в индивидуальном пользовании.
Разъясняя на собраниях колхозников хозяйственную нецелесообразность возврата коров и свиней в единоличное пользование, категорически воспрещается прибегать к административным приемам, если против обобществления большинство колхозников возражает.
7. В тех случаях, когда собраниями колхозников будут вынесены постановления о необходимости передачи коров и свиней в единоличное пользование, следует рекомендовать вносить постановления, обязывающие колхозников не забивать скот.
8. Сельскохозяйственная коммуна является высшей формой производственного объединения, но и при организации с/хозяйственных коммун является совершенно недопустимым обобществление имущества личного пользования.
В тех случаях, когда организация коммун была произведена без достаточной массовой разъяснительной работы, без учета организационо-хозяйственных возможностей и местных условий, необходимо дать правильное освещение политики партии по строительству колхозов, и на основе детального обсуждения на собраниях колхозники окончательно выносят решения: остается ли данное объединение продолжать свою работу на уставе коммуны или переходит на устав сельско-хозяйственной артели. Собрания колхозников должны быть обеспечены партийным руководством.
9. Нужно решительно положить конец попыткам организации сельско-хозяйственных артелей и коммун на один или несколько административных районов, особенно там, где для этого нет ни сил, ни организационных возможностей. Такие попытки в конечном счете ведут не к укреплению, а к ослаблению достигнутых результатов в деле колхозного движения и не способствуют мобилизации активности и самодеятельности масс на хозяйственном улучшении колхозов.
10. Учитывая необходимость своевременного составления рабочих производственных планов в колхозах, краткость оставшегося времени до начала сева, обком предлагает не позднее 15-го марта прекратить всякую территориальную перегруппировку колхозов, допуская укрупнение и слияние существующих колхозов лишь в тех случаях, когда имеется несколько колхозов в пределах одного селения.
11. Обком требует немедленно прекратить административный произвол, обыски, безобразия и под личную ответственность секретарей окружных и районных комитетов партии предлагает обеспечить быстрое и решительное проведение в жизнь постановления ЦК.
Секретарь Уралобкома ВКП(б) И.Д. Кабаков[4]
ПермГАНИ. Ф. 156. Оп. 1. Д. 276. Л. 59-59 об. Подлинник. Машинопись.
[1] Установлено по содержанию документа.
[2] Скорее всего, имеется в виду партия большевиков. Речь идет о постановлении ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозной движении» от 10 марта 1930 г. См.: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927–1939. Документы и материалы. В 5?ти тт. Т. 2. Ноябрь 1929–декабрь 1930 / Под ред. В. Данилова, Р. Маннинг, Л. Виолы. – М., 2000. – С. 303–305.
[3] Имеется в виду статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», опубликованная в газете «Правда» 2 марта 1930 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели опубликован в том же номере газеты.
[4] Подпись выполнена факсимиле.
Поделиться: