Гулаг прямо здесь. Андрей Петрович Григоренко. «Меня пытались приучить к несвободе, но я не привык»


Источник

17.11.2023

Рассказ Андрея Петровича Григоренко о деятельности в рамках подпольной организации, о судьбе Петра Григоренко после «снятия» Хрущева, диссидентской работе, борьбе за права крымских татар, втором аресте отца, пытках и заключении, об эмиграции, об эволюции взглядов Петра Григорьевича Григоренко, об отношении к Украине и идущей войне.

В 1941 году Григоренко на партийном съезде выступил с критикой в адрес Сталина за военную близорукость, из-за чего не получил генеральской должности. Генеральское звание получил только в 1959 году после осуждения культа Сталина.
С декабря 1943 года — воевал на советско-германском фронте, награждён орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени.
В 1945—1961 годах работал в Военной академии имени М. В. Фрунзе. 7 сентября 1961 года выступил на партконференции Ленинского района Москвы, где предложил: «усилить демократизацию выборов и широкую сменяемость, ответственность перед избирателями. Изжить все условия, порождающие нарушение ленинских принципов и норм, в частности высокие оклады, несменяемость». Выступление генерала Григоренко было признано «ошибочным», сам он был лишён делегатского мандата.
В начале 60-х годов организовал подпольный «Союз борьбы за возрождение ленинизма» (в который вошли сыновья Петра Григоренко и несколько их друзей — студентов и офицеров). Организация изготавливала и распространяла листовки «за возврат к ленинским принципам».

2 февраля 1964 года в Хабаровске Петра Григоренко арестовали по статье 70 Уголовного кодекса РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда»). Григоренко был признан невменяемым и отправлен в Ленинградскую специальную психиатрическую больницу на принудительное лечение. 14 апреля 1965 года последовало определение Военной Коллегии о снятии принудительного лечения. Григоренко был выписан с заключением «здоров», но не восстановлен в воинском звании и лишён пенсии.
Отказался от подпольных методов борьбы, переходит к открытой диссидентской, правозащитной деятельности. Включился в борьбу крымских татар за их возвращение на родину.

7 мая 1969 года, на квартире в Ташкенте, он был повторно арестован и помещён в Ташкентский следственный изолятор КГБ. С 13 по 28 июня держал голодовку протеста против незаконного ареста, был подвергнут пыткам, признан невменяемым, оправлен на принудительное лечение. В 1974 году под давлением широкой международной кампании за его освобождение как в СССР, так и за рубежом, Григоренко был освобождён, продолжил диссидентскую деятельность. В 1976 году стал членом, а затем и неформальным лидером Московской Хельсинкской группы. Участвовал в составлении и подписал большинство документов МХГ, выпущенных в 1976—1977 годах.

В ноябре 1977 года, с официального разрешения советских властей выехал вместе с женой в США для необходимой ему операции и свидания с живущим в Нью-Йорке сыном. Через три месяца указом Верховного Совета за подписью Брежнева был лишён советского гражданства и возможности вернуться в СССР. Получил политическое убежище в США. Продолжал активно участвовать в правозащитной деятельности, совершал многочисленные поездки и выступления в защиту прав человека. Написал книгу воспоминаний. Умер 21 февраля 1987 года. Похоронен на Украинском кладбище около Нью-Йорка.

Высказывания и суждения героев проекта не являются позицией Мемориала или отражением взглядов авторов проекта.

Фильм создан в партнерстве с проектом Диссиденты
при поддержке Мемориала Франс и Центра Карта
Режиссеры: Василий Богатов, Людмила Гордон
Оператор: Вадим Альтскан
Оформление: Аркадий Гриднев
Технический редактор: Сергей Самсонов
Координация волонтеров: Полина Апель
Российский Мемориал, НИПЦ Мемориал, 2023 г.

Таймкоды
00:00 - О первом столкновении с антисемитизмом
03:38 - О выступлении отца на партконференции и последствиях
05:34 - Об административных репрессиях и двух лишних диоптриях
07:33 - О послаблениях после отставки Хрущёва
11:18 - О первых знакомствах и поездке с отцом в Крым
13:13 - Об избиении милицией в ночь вторжения в Чехословакию
15:18 - О родственниках Константина Бабицкого и будущей жене
16:48 - Обыск в их квартире
18:39 - Арест отца
19:14 - О карательной психиатрии и “стенотерапии”
22:07 - Об освобождении отца из психиатрической больницы
23:30 - О поездках в Украину и "украинском Вергилии"
24:55 - О решении уехать из СССР
25:46 - О лишении гражданства и курьёзах при отъезде
28:24 - О жизни и работе в Германии
29:16 - "Нет такой нации, ты - русский!"
31:26 - О переезде в Америку
32:39 - Об украинской и русской эмиграции
35:09 - Учите украинский язык, они вот-вот нападут
39:32 - О полномасштабной войне
40:44 - “Кремлевская империя должна быть развалена”
41:51 - “Я верю, что Украина победит”

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
Компас призывника
| Меня спас Вагнер
| «Мне всегда больше всех было надо…»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus