"Боль до сих пор с нами". 80 лет со дня депортации карачаевцев


Источник

03.11.2023

2 ноября в Карачаево-Черкесии – День памяти депортации народа. Ровно 80 лет назад началась "операция по выселению" около 70 тысяч карачаевцев в Казахстан и Кыргызстан – около половины из них погибли в дороге и в первые годы ссылки.

О прибытии "переселенцев с Северного Кавказа" в Казахстане узнали за три дня до официального указа – 9 октября 1943 года местные власти получили указание Госкомитета обороны СССР готовиться к их приему. 12 октября президиум Верховного Совета издал указ №115/13 о выселении.

"Всех карачаевцев, проживающих на территории области, переселить в другие районы СССР, а Карачаевскую автономную область ликвидировать", – говорилось в документе.

2 ноября 1943 года воинские части вместе с подразделениями НКВД начали "операцию по выселению", которая стала первой в череде последующих депортаций народов Кавказа. Оцеплять аулы, блокировать выезды, выставлять засады, выгонять местных жителей из домов и заталкивать их в вагоны для скота отправились более 53 тысяч силовиков. На каждую семью в день выселения приходилось по трое военных.

За три дня, со 2 по 5 ноября, были депортированы порядка 69 тысяч карачаевцев (15 980 семей): большую часть из них (54% или 36,6 тысяч) составляли дети, еще 28% (19,4 тысячи человек) – женщины и 18% (12,5 тысяч) – мужчины. Еще более 2,5 тысяч карачаевцев были демобилизованы из Красной Армии, их тоже отправили в депортацию к семьям.

До Казахской и Киргизской ССР людей, страдающих от голода и болезней, на протяжении от двух до трех недель везли в вагонах, приспособленных для перевозки скота. В день им полагалось меньше нормативного хлеба, чем в блокадном Ленинграде (100 грамм против 125 грамм – наименьшая норма по карточкам в Ленинграде зимой 1941–1942 годов).

Две трети карачаевцев расселили в южных областях Казахстана, остальных – в Кыргызстане, небольшие гуппы людей отправили также в Таджикистан, Иркутскую область и на Дальний Восток. Условия жизни на новом месте были крайне тяжелыми: в первые годы депортированные жили в землянках, практически без вещей.

По официальным данным, которые приводит управление Следкома по Карачаево-Черкесии, в ходе депортации умерли порядка 43 тысяч человек, 22 тысячи из них – дети.

Извечный вопрос: за что?

Основная причина депортации карачаевцев, а затем и остальных кавказских народов – сотрудничество с немецкими войсками. В отличие от Чечни, до которой германские подразделения не дошли, Карачаевская автономная область (в то время входила в состав Ставропольского края) была оккупирована полгода – с 12 августа 1942 по 18 января 1943 года. Оккупация и стала поводом для обвинений в сочувствии к фашистам и отказе от сотрудничества с властями с целью выявления всех, кто помогал гитлеровским войскам.

Однако, по официальным данным прокуратуры, антисоветское движение в Карачаево-Черкесии не носило массового характера. Здесь завели порядка 673 судебных дел за измену и сотрудничество с фашистами, из них в суд передали 449, а к уголовной ответственности за измену родине привлекли в итоге около 270 человек. То есть фактически, около 70 тысяч человек были отправлены в ссылку из-за не более 300 осужденных.

В беседе с редакцией Кавказ.Реалии карачаевка, преподавательница в институте в Минеральных Водах Ставропольского края Белла (она попросила не называть ее фамилию) рассказала, что боль от депортации ее семья испытывает по сей день, спустя уже 80 лет. Жертвами выселения стали ее родители, которые сих пор не могут справиться с последствиями этой травмы.

"Всю жизнь я жила в этой боли, потому что народ целиком и полностью был травмирован депортацией. Они смогли выжить в геноциде, они смогли сохранить свою идентичность, культуру и язык и не дать себя ассимилировать, но страх у людей остался", – сказала Белла.

По ее словам, потомки депортированных переняли эту травму: с ними остались боль, гнев и память: "Люди выросли на этой боли, и она передается от поколения к поколению. На Кавказе часто можно услышать фразу "Горы молчат, но помнят". Она об этом, о том, что ничего не забыто".

Надежда на справедливость

Так называемые ограничения по спецпоселениям карачаевцев сняли через 12 лет, в сентябре 1956 года. Но вернуться на родину им все еще не разрешалось.

Указ Верховного совета СССР:
1. Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.
2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.

Переломной для депортированных стала дата 9 января 1957 года – Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую, ей была возвращена территория, отошедшая после депортации к Краснодарскому краю и Грузинской ССР, восстановлены карачаевские топонимы.

Еще через две недели свершилось то, чего все годы депортированные ждали с нетерпением, – 25 января 1957 года вышел приказ МВД СССР "О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны".

Этот документ стал началом массового возвращения карачаевцев и других народов на историческую родину. Согласно данным доктора географических наук, исследователя Холокоста Павла Поляна, карачаевцы наравне с балкарцами интенсивнее других возвращались домой на Северный Кавказ.

Депортацию официально осудили только в 1989 году. Тогда Верховный Совет СССР принял декларацию "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению". Власти заявили, что депортация кавказцев – это "варварская акция сталинского режима".

Закон "О реабилитации репрессированных народов" появился в России в апреле 1991 года. В его первой статье декларировалась необходимость "признать незаконными и преступными репрессивные акты" против депортированных народов.

Анализируя ситуацию в Карачаево-Черкесии, историки констатируют, что спустя десятки лет многочисленные проблемы депортированных народов так и не решены. Белла, преподавательница из республики, категорически не признает факт реабилитации депортированных народов.

"[Депортированных] не признали невиновными, их признали помилованными. Какая тут реабилитация? Моя мама получает чуть более 1000 рублей как компенсацию за высылку, но это лишь жалкие копейки по сравнению с тем, что ей пришлось пережить. Она прожила 14 лет в аду, похоронила многих членов семьи в депортации, а когда моя семья вернулась домой, пришлось заново выкупать свои собственные вещи и дома у тех, кого в них заселили. Помимо этого у моего народа многие земли были отобраны", – с горечью заявила Белла.

Российский взгляд

В начале нового учебного года разразился скандал с учебниками истории России для 10–11-х классов, где был отдельно внесен параграф "Пособники оккупантов". В нем утверждалось, что основанием для сталинских депортаций народов были якобы "факты сотрудничества" карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар с оккупационными войсками гитлеровской Германии.

В публичных реакциях на текст учебника общественники подчеркивали его недостоверность и оскорбительный тон для народов, переживших репрессии.

"Мы знаем настоящую историю и истинные, преступные мотивы депортации. Кто хочет заставить наших детей читать про свой народ оголтелую клевету? Мы примем все меры, чтобы этот учебник был запрещен!" – писал председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов.

Из-за реакции северокавказских деятелей председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, как один из авторов нового учебника истории, вынужден был признать, что в СССР применялась практика принудительного переселения и народов, и этнических и социальных групп.

"Принудительное переселение малочисленных народов в СССР – это трагическая история, о которой нельзя забывать", – заявил Мединский.

В итоге руководство Карачаево-Черкесии и Чечни, а также ряд кавказских общественных организаций добились изменения этой главы в учебнике. Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов заверил, что изменения в часть про депортацию внесут после согласования с рабочей группой.

"Моя личная позиция – считаю недопустимым искажение исторической правды о репрессиях, которым подверглись представители целых народов. Благодарен министру просвещения РФ за решительную поддержку в данном вопросе, который можно считать решенным", – подчеркнул Темрезов.

Ежегодно в Карачаево-Черкесии проходят траурные мероприятия, посвященные жертвам депортации карачаевского народа. Центральным моментом считается митинг, который проходит в городе Карачаевске у мемориального комплекса жертвам этой трагедии.

Студентка Северокавказской государственной академии в Черкесске Зарета К. обратила внимание, что в День годовщины депортации карачаевцев всегда вспоминают истории, которые им рассказывали в детстве дедушки и бабушки.

"Особенно ярко запомнилась история, рассказанная моим дедушкой о своем близком родственнике, которого за неповиновение приказу заперли в вагоне с трупами. Его посадили прямо сверху людей, которых он знал, но которые не смогли пережить эти ужасные условия. Почему-то это оставило отпечаток на всю мою жизнь – я понимаю, что пока существует нынешняя Россия, я никогда не буду в безопасности. За мной всегда могут также прийти, хотя я ничего криминального-то не делаю. Просто родилась. Но я понимаю одно: если мой дед выжил и вернулся полным сил и оптимизма к жизни, несмотря на все пережитое, то я тем более все преодолею и по максимуму сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь своему народу", – сказала студентка Зарета.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Организация досуга
Ссыльные в Соликамске
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
| Мне было три года, когда маму и папу забрали
| Хлеба досыта не ели
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus