Авторы: Сергей Зимин, Елизавета Ламова
Фото: Музей истории ГУЛАГа
14.10.2023
100 лет назад, 13 октября 1923 года, было подписано постановление о создании Соловецкого лагеря принудительных работ. Через него прошли десятки тысяч заключенных, не менее 7,5 тыс. погибли. РБК публикует архивные кадры из лагеря.
В фотогалерее — снимки 1920–1930-х годов из Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), предоставленные РБК Музеем истории ГУЛАГа. На Соловках действовало собственное фотоателье, кадры делали заключенные. Там же фотографии были собраны в альбом — для демонстрации успехов лагеря. Всего в альбоме 326 снимков, РБК публикует некоторые из них. Они сделаны на Соловецких островах в Белом море.
Альбом был вывезен после расформирования лагеря и долгое время хранился в семье одного из сотрудников Соловецкого лагеря. Затем он был передан в Музей истории ГУЛАГа, где он сейчас представлен в качестве экспоната.
Документы, регламентирующие существование лагеря, появились уже после прибытия на Соловки первых узников — их доставили на острова летом 1923 года. 13 октября того же года было подписано постановление Совета народных комиссаров об организации лагеря принудительных работ, «Положение о Соловецких лагерях особого назначения ОГПУ» появилось только в марте, на нем стоял гриф «секретно».
Согласно положению, лагерь предназначался «для изоляции особо вредных государственных преступников, как уголовных, так и политических, деяния коих принесли или могут принести существенный ущерб спокойствию и целости Советских Социалистических Республик».
В распоряжение лагеря отдали «все угодья, здания, живой и мертвый инвентарь», принадлежавший Соловецкому монастырю (в 1920 году монастырь был закрыт). Многочисленные храмы, часовни, монашеские скиты, кельи — все это было переоборудовано в тюремные помещения.
Соловецкий архипелаг, где находился лагерь, расположен в Онежском заливе Белого моря. В архипелаг входят шесть крупных островов.
«Так сбылась одна из любимых пословиц, постоянно повторяемая арестантами: свято место пусто не бывает. Утих колокольный звон, погасли лампады и свечные столпы, не звучали больше литургии и всенощные, не бормотался круглосуточный псалтырь, порушились иконостасы (в Преображенском соборе оставили) — зато отважные чекисты в сверхдолгополых, до самых пят, шинелях, с особо отличительными соловецкими черными обшлагами и петлицами и черными околышами фуражек без звезд, приехали в июне 1923 года созидать образцово-строгий лагерь, гордость рабоче-крестьянской Республики». Так писал о Соловках Александр Солженицын в главе «Архипелаг возникает из моря» книги «Архипелаг ГУЛАГ». Впервые книга была опубликована в 1973 году в Париже, в СССР начала печататься с 1989 года.
Количество заключенных в лагере с каждым годом росло. В 1923 году оно составляло чуть более 3 тыс. человек, в 1924 году — больше 5 тыс., в 1925 году — 7,7 тыс., а еще через год превысило 10 тыс. Соловецкий лагерь долгое время оставался крупнейшим исправительно-трудовым лагерем. Максимума своей численности СЛОН достиг к 1931 году: тогда число узников превысило 71 тыс. человек.
«Были, буквально, набиты людьми все крытые здания и постройки <...> Во всех помещениях соловчане-узники были не только спрессованы на нарах, но валялись на полу, под нарами и в других местах, где лишь можно прилечь. Приспособленные нежилые помещения не отапливались, и арестантам предоставлялось самим собственной теплотой согревать занимаемые ими помещения, — почему в холодное время в этих помещениях стоял густой туман, со стен и потолков падали капли сгустившихся испарений; воздух был зловонно-удушливый», — писал белогвардеец Иван Зайцев в книге воспоминаний «Соловки».
Поделиться: