Автор: Авья Рочева
09.09.2023
Сегодня мы поговорим о мрачных местах города Перми — местах, где располагались карательные органы в период проведения массовых репрессий.
Здание ЧК и НКВД
Первое здание ЧК в нашем городе располагалось на углу улицы Петропавловская и Оханская (ул. Газеты «Звезда»). Здание не сохранилось, но по воспоминаниям оно было небольшим, всего 4 кабинета. В подвале была оборудована тюрьма для временного содержания заключённых.
Подвальную тюрьму описал в 1919-ом оду пермяк Пономарев:
Мы оставались в подземелье шесть суток, спали на голом цементном полу, не получая пищи.
В сентябре 1918-го года пермские чекисты опубликовали первый список расстрелянных, он состоял из 42 человек. Впоследствии такие списки публиковались постоянно — для устрашения.
После объявления красного террора сотрудники ЧК перестали помещаться в маленькое здание, поэтому было решено выделить новое. В октябре 1918-го года Пермское ЧК переехало в бывшее здание Крстьянского поземельного банка (сейчас там располагается управление ФСБ).
Дом Тупицыных и управление ФСБ
В этом же здании в период большого террора располагалось НКВД. В годы массовых репрессий штат сотрудников НКВД значительно вырос. Основной чертой репрессий тех лет была плановость, цифры спускались «сверху», многие дела фабриковались, признание от арестованного получали любым способом.
Так, Михаил Смышляев подписал признательные показания после того, как его 20 суток держали в карцере, а во время допроса засовывали в рот пистолет. Позже его расстреляли.
Расстрельные приговоры приводились в исполнение, как правило, в Свердловске. В 193-ом году для нужд НКВД было выделено соседнее здание по улице 25-го Октября, 14, здесь имелась внутренняя тюрьма.
Бывший заключенный этой тюрьмы Израиль Зекцер описал её так:
В камере стояли две койки и между ними столик у окна, закрытого «намордником». У входа слева – обязательная параша, и оставалось немного свободного места для прогулок, два шага туда, два обратно.
По свидетельствам некоторых надзирателей, иногда расстреливали в подвале этого дома.
Здание ОГПУ
Правопреемником ВЧК стало ГПУ (государственное политическое управление). Секретно-оперативная часть пермского ОГПУ в 1921-1936-х годах создала разветвленную агентурную сеть и собирала информацию о политических настроениях жителей Прикамья. Так, например, фиксировались негативные высказывания рабочих. Таких ставили на учёт или вовсе заводили на них дела.
Особняк купца Жирнова, бывшее здание пермского ОГПУ
Пермские сотрудники ОГПУ не гнушались применять жёсткие меры к подследственным. Так, Сергей Шевырин в своей книге «Топография Террора. Пермь» пишет о деле пермских железнодорожников.
За короткий срок следователи ОГПУ получили признательные показания по этому делу. После следствия железнодорожники написали письмо Верховному прокурору СССР, в котором указали:
Ведение следствия сопровождалось сплошным запугиванием до расстрела...В отдельных случаях применялись издевательские меры воздействия, как лишение сна и другие, доводившие отдельных лиц до объявления голодовки и неоднократного покушения на самоубийство.
Также во время следствия железнодорожников запугивали помещением в тифозную камеру, допросы сопровождались «площадной бранью».
Здание Пермского окружного суда
Судебная система первых лет советской власти была довольно своеобразной. Параллельно с единой трехзвенной системой, состоявшей из районного, областного и Верховного суда существовала и внесудебная практика. Так, в здании суда в конце апреля 1923-го года проходил показательный суд по делу работников транспорта.
Здание Пермского Окружного суда
Процесс проходил над несколькими работниками, похитившими сто тридцать пудов воблы и два пуда подсолнухов (1 пуд – 16,4 кг). При этом для устрашения и «предостережения будущих хищений» нужно было вынести максимально суровый приговор.
Прокурор потребовал высшей меры наказания, суд тоже был согласен. Против выступил только защитник Владимир Ивановский, который апеллировал к тому, что хищения были совершены из-за материальной нужды. За такую защиту Ивановский был арестован и заключён в лагерь на три года.
Дом чекистов
В июне 1938-го года начались уже репрессии сотрудников НКВД и пермских партийных деятелей. Чёрный воронок начал приезжать уже к дому чекистов. Элитный жилой дом в стиле конструктивизма начали строить ещё в 1929-ом году.
По замыслу властей, здание было построено в виде буквы «С» – первой буквы фамилии Сталина. Соседние здания должны были продолжить фамилию вождя народов. Территория вокруг всего квартала охраняли сотрудники НКВД.
Дом чекистов
Жильцов из элитных квартир брали обычно по ночам. Кстати, здесь жили все пять начальников Пермского НКВД, трое из них были репрессированы. Людей арестовывали, затем расстреливали или отправляли в трудовые лагеря. До сих пор старожилы «Дома чекистов» вспоминают легенду, что по ночам стоит во дворе «черный воронок» НКВД.
Поделиться: