“...верить не во что. Все кумиры разбиты и отсюда отчетливо виден весь обиход жизни,
ее кулисы с пылью, грязью, окурками, обрывками бумаги на полу и паутиной в углах”.
Письмо от 22 декабря 1940 года.
Мурманская область, Кировская ж.д., ст.Пинозеро.
Мы уже никогда не узнаем о судьбах многих жертв политического террора. Многие исчезли, не оставив после себя ни следа - ни одной фотографии, лишь редкие воспоминания тех, кто успел их застать при жизни. Но о Евсееве Федоре Алексеевиче мы можем узнать из его писем семье, в которых он описывал свои переживания, пытался как мог поучаствовать в жизни детей, зная, что скорее всего их больше никогда не увидит.
“Поздравляю Алешу и Катю, хоть задним числом, с днем рождения. Будьте здоровы, растите честными людьми, учитесь прилежно: то, что вы знаете, бессильны отнять тюрьма и ссылка, это сила, которую вы будете иметь и которую никто у вас не отберет”. Письмо от 4 февраля 1939 года.
История Федора Алексеевича стала одной из немногих историй передвижной выставки “Папины письма”, созданной “Мемориалом”*.
Стенд передвижной выставки “Папины письма”, подготовленная Обществом Мемориал* (*Международный "Мемориал", а также правозащитный центр "Мемориал" (признан в РФ НКО-иноагентом) были ликвидированы по искам Генеральной прокуратуры и прокуратуры Москвы Верховным судом РФ и Мосгорсудом 28 и 29 декабря 2021 года)
30 октября 2019 года на стене дома в городе Перми по адресу Борчанинова 15 была установлена табличка “Последнего адреса” с его именем.
Табличка Ф.А.Евсееву, установленная в рамках проекта “Последний адрес”
Федор Алексеевич Евсеев родился 7 февраля 1894 года в белорусской крестьянской семье в деревне Каролины. Тогда это была территория Новогрудского уезда Минской губернии Российской империи [1].
В 1920 году эта территория находилась в составе Польши, поэтому в анкете арестованного в личном деле значится местом рождения Польша. Также в ходе допроса на вопрос следователя о знакомых или родственниках за границей он отвечает, что “в Польше проживает брат и две сестры”. Но с 1933 года все связи были прерваны [2].
В 1908 году Федор Алексеевич поступил в Новогрудское городское трехклассное училище. В 1913 году закончил также двухлетние учительские курсы и получил право преподавания в начальных народных училищах. Федор Алексеевич мог бы стать преподавателем. Но судьба распорядилась иначе.
В 1914 году началась Первая Мировая война. В Российской империи призыву тогда подлежали мужчины, достигшие 21 года. Поэтому в марте 1915 года Федор Алексеевич, прервав работу детским инспектором, поступил на службу рядовым в 1-й гвардейский запасной батальон. После окончания обучения в ноябре того же года он остался при батальоне в качестве инструктора. А уже через год - в апреле 1916 - он был командирован в 1-ю Киевскую школу прапорщиков. 30 июня, получив звание прапорщика, Евсеев направляется в распоряжение штаба Казанского военного округа и уже оттуда получает назначение в 4 армию [3].
В феврале 1917 года Федор Алексеевич был младшим офицером на Румынском фронте в составе 762 пехотного Невельского полка 191 пехотной дивизии.
Политика Временного правительства, вставшего во главе государства после Февральской революции, привела к разложению армии. На фронтах начались беспорядки среди военных, участились случаи братания и дезертирства. Октябрьский переворот только усилил существующие проблемы. После заключения Брестского мира [4] в начале 1918 года вся армия была выведена из войны. Тем же временем датируются последние документы Невельского полка.
Возвращаться Федору Алексеевичу было некуда. Еще в марте 1915 года вся территория Белоруссии была оккупирована немецкими войсками. Возможно это повлияло на то, что летом 1918 года он приехал в Казань, куда был направлен еще в 1916 году.
После Октябрьского переворота и последующих событий Гражданская война широкими шагами начала свой путь по стране. В мае 1918 года вспыхнул Чехословацкий мятеж [5]. А в Самаре образовалось правительство КОМУЧа [6] и началось формирование его армии. Одним из создателей Народной армии был подполковник Каппель. Под его командованием Народная армия начала наступление вдоль правого берега Волги на север, а 7 августа добровольческая бригада Каппеля вместе с чешским полком вошла в Казань. Там Федор Алексеевич и попал в белую армию. Он начал свой путь вместе с армией КОМУЧа. После переворота в Омске адмирал Колчак стал Верховным правителем, а все остатки армий и воинских формирований он реорганизовал в единую Российскую армию Восточного фронта. После отвода под Челябинск добровольческая бригада Каппеля была преобразована в Волжский корпус. Федор Алексеевич из-за некомплекта офицеров был откомандирован в новый, сформированный в начале 1919 года, 41 (Челябинский) полк 11 стрелковой дивизии.
13 марта 1919 года 41 полк в составе 6 Уральского корпуса вошел в Уфу. Но последующие бои оказались неудачными и армия отступила. Были сданы Омск и Новосибирск. А под Красноярском закончилась служба Евсеева в рядах белой армии.
После проверки весной 1920 года Федор Алексеевич начал службу уже в рядах красной армии. Он командовал ротой и батальоном 175 полка 20 стрелковой дивизии и 252 полка 28 стрелковой дивизии 11 армии. В то время красная армия вступила на территорию Закавказья.
После окончания Гражданской войны летом 1921 года Евсеев был демобилизован в Пермь. После 6 лет военной службы начался его мирный пермский период жизни. В августе того же года он устроился воспитателем в Пермскую губернскую трудовую колонию дефективных детей (беспризорников) при Пермском ГорОНО. В феврале 1922 года в ней числилось 29 служащих и 79 воспитанников - мальчиков. В 1923 году Федор Алексеевич был назначен заведующим колонией.
С марта 1924 года он стал заведующим Детским домом № 21. А в октябре того же года возглавил только что образованный Институт социального перевоспитания, в его ведение вошли детдом и колония. В середине 1928 года в Институте числилось 83 воспитанника от 12 до 18 лет. Младшие дети посещали школу, старшие учились в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) [7]. Учащиеся трудились в переплетной, столярной, сапожной, кузнечной мастерских, а также работали на огороде, ухаживали за животными. После работы ученики посещали кружки и ставили спектакли.
Еще в период работы в колонии Федор Алексеевич познакомился со своей будущей женой Еленой Павловной Алаевой. В 1928 году они переехали в комнату на втором этаже в доме, располагавшемся тогда по улице Луначарского 103. В октябре того же года у них родилась дочь Катя, а в феврале 1930 года - сын Алексей. Дочь Вера родилась в июне 1938 года уже после ареста Евсеева.
Дети Федора Алексеевича - Екатерина, Алексей и Вера. Фото из семейного архива.
В 1936 году Елена Павловна окончила очное отделение педфака института и осенью приняла свой первый класс в той же школе, куда пошла учиться старшая дочь Катя, а годом позже и Алексей. После скарлатины Катя потеряла слух и Елена Павловна, чтобы не отдавать дочь в интернат, продолжила работать в старших классах и занималась ее обучением. Но это было уже гораздо позже.
Несмотря на то, что Федор Алексеевич характеризовался как положительный работник, свой первый срок он получил в 1929 году за то, что служил в белой армии и “отрицательно относился к общественной работе”. В секретном протоколе заседания партбюро Пермского ОкрОНО о Ф.А. Евсееве говорится: "...Переход от белых к красным не ясен, к общественной работе относится отрицательно, скрытая фигура. Настроение антисоветское…”. Тогда он был осужден на 1 год условно по статье 112 УК РСФСР [8] и на 1 год лишался права заниматься педагогической деятельностью и занимать руководящие посты.
После этого начались проблемы с работой. Не найдя ничего подходящего, весной 1930 года Федор Алексеевич решает вернуться на военную службу. В письме, отправленном домой летом 1930 года из Саратова, он пишет, что ему предлагают перейти на действительную службу в должности командира батальона. Но вместо службы в армии он был назначен в сентябре 1930 года Пермским окр военкоматом руководителем военной кафедры в медицинском и физкультурном техникуме.
Евсеев Ф.А. в Саратовской школе командиров. Лето 1930 года. Фото фото из семейного архива.
В ноябре 1936 - мае 1937 года Евсеев проходил военную подготовку при штабе 82 стрелковой дивизии.
Осенью 1937 года органами НКВД была якобы раскрыта "бело-офицерская диверсионно-повстанческая контрреволюционная организация, ставившая своей целью свержение советской власти путём вооружённого восстания". По обвинению в принадлежности к этой организации было арестовано почти 250 человек.
Федор Алексеевич Евсеев был арестован в ночь на 28 октября. За ним пришли два сотрудника НКВД. Федор Алексеевич просил при обыске лишь “не шуметь - дети спят, поцеловал их и ушёл навсегда...”.
Панорама Перми с видом на дом по адресу Луначарского, 103. Фото из семейного архива.
После ареста его привезли в пересыльную тюрьму у старого кладбища (пересыльная тюрьма НКВД №1, ныне СИЗО № 1). Там же проводились допросы.
Дело о бело-офицерском мятеже было сфабриковано следственными органами и строилось на основе показаний арестованных ранее по тому же делу Азбукина, Авдеева, Бурикова, Холоднякова.
Он не признал себя виновным по всем обвинениям. Но 5 декабря 1937 года тройкой УНКВД Свердловской области был приговорен к 10 годам ИТЛ по статье 58 частям 2, 11 и 13 УК РСФСР [9].
“Я два раза почти умирал, но все-таки живу, не зная для чего: десять лет - срок для меня почти безнадежный. А за что - я не знаю. Если бы знал, было бы легче. Я не знаю, как восприняли мой арест дети, как ты им объяснила мое отсутствие. Я хотел бы, чтобы вы все мне поверили, что ни делом, ни помыслом не виноват в той чепухе, которую городил следователь. Врагом народа никогда не был и не буду, хотя вся история со мной есть ни что иное, как попытка сделать из меня такового. Я работал и жил по-честному, таким я или выйду отсюда, или погибну здесь”. Письмо от 4 февраля 1939 года.
Когда заключенных из пересыльной тюрьмы этапировали на вокзал, дорога как раз проходила мимо дома Евсеевых по Луначарского 103. Федор Алексеевич в последний раз видел окна своей комнаты.
3 февраля 1938 года - это был день рождения сына Алексея - он прибыл в 7-е отделение БАМЛага в район Усть-Кяхты, что в 20 км севернее станции Наушки. В то время как раз строилась железная дорога вдоль Селенги от Улан-Удэ к монгольской границе. Его отправили на взрывные и скальные работы.
“Вообще наша жизнь здесь настолько примитивна, элементарна, что я решительно ничего не знаю про то, что делается на воле и даже не могу представить себя в прежней обстановке. Работа и сон - на остальное нас уже не хватает”. Письмо от 6 июля 1939 года.
“Работа: тачка, кувалда, лом, кирка, лопата и скала - камень, камень без конца. Тяжело: не сгибаются кисти рук, трещат кости - 14 часов летом, теперь от темна до темна без выходных, - последний 6 июля. Беспробудный сон, как кошмар, и снова встречаемое проклятиями утро. Ни книги, ни газеты: матерщина, - вонючая, дух спирающая, цинизм невообразимый. Вот все, что я имею”. Письмо от 17 ноября 1939 года.
Тяжелый труд и недостаточное питание довели его до крайнего истощения. Уже через месяц Федор Алексеевич попал в лазарет с цингой и миокардитом. С 7 мая он снова приступает к работе, но ненадолго. Через два месяца он снова оказывается в лазарете. Тогда же он получил первые посылки из дома.
“Особенно для меня были ценны посылки первая и вторая, когда я был на один шаг от смерти. Они помогли встать мне на ноги”. Письмо от 4 февраля 1939 года
В июне 1939 года он снова попадает в лазарет.
“Я относительно здоров. В июне, в конце десять дней снова лежал в лазарете, т.к. от ревматизма распухли руки и ноги, свело сухожилия, так что я одеться сам не мог. Выписался 28 июня, а 4 июля опять не мог работать: свело ногу. Выходит так, что я вылечиться в здешних условиях не могу и к чему это приведет, не знаю”. Письмо от 6 июля 1939 года.
В конце ноября 1939 года началась война с Финляндией. Тогда же в письме он упоминает, что ходят слухи о переезде на новое место.
“...ходят упорные разговоры о том, что ввиду окончания постройки ж.д. от Улан-Удэ до Монгольск. границы нас пошлют на новую работу, куда - неизвестно. Этап отправляется в конце января”. Письмо от 18 января 1940 года.
И действительно, уже 3 марта 1940 года эшелон с заключенными выгрузился в Карелии на Карельском полуострове у полярного круга. Там также строилась ударными темпами железная дорога от Алакуртти к финской границе.
В своих письмах Федор Алексеевич старается поддерживать семью, пытается участвовать в воспитании детей, беспокоится за неудачи и радуется успехам.
“Твердо пусть дети запомнят, что знание всесильно: его не в состоянии отобрать никто; - ни власть, ни пытка, ни каторга. Я убедился, что самые отчаянные головорезы отступали, терялись перед знанием, и мелкая сошка из власть имущих теряется, злится, на собственное бессилие”. Письмо семье от 7 сентября 1939 года. Район Усть-Кяхты, Улан-Удэ, Бурят-Монгольская АССР.
И даже несмотря на трудности он пытается шутить. После получения фотокарточки из дома он написал:
“Почему нашли такого скверного фотографа? Ведь я Катю и Алешу на карточке не узнал. Ему быть сапожником, а не фотографом”. Письмо без даты, возможно, окончание потерянного.
В октябре 1940 года колонну заключенных перебрасывают на другую ветку строящейся железной дороги к финской границе вдоль берега озера Имандра на Ковдор от станции Пинозеро севернее Кандалакши. Последнее полученное письмо датируется 2 февраля 1941 года.
“Работа та же, что и в Монголии. Тачка, кирка, лом, лопата; скала и болото царят здесь. Мягкой земли почти нет”. Письмо от 2 февраля 1941 года.
После этапирования в Печорлаг он прибыл 2 апреля 1942 года, а после 23 декабря того же года был отправлен в СевДвинлаг, куда эшелон прибыл только 5 января 1942 года.
По официальным данным там Федор Алексеевич и умер 12 июня 1942 года от крупозного воспаления легких и порока сердца. Не последнюю роль в этом сыграли голод, цинга и тяжелейшая работа, или как пишет внук Федора Алексеевича “дозволенных к употреблению синонимов цинги, пневмонии и дистрофии”.
Только через 14 лет Определением военного Трибунала от 2 июня 1956 года дело по обвинению Евсеева и еще 37 человек было прекращено “за отсутствием состава преступления”.
Елена Павловна смогла одна воспитать троих детей и дать им хорошее образование. Она умерла в ноябре 1967 года в возрасте 71 года.
Многие архивные материалы были собраны сыном Алексеем после выхода на пенсию.
* * *
[1] Новогрудский уезд в составе Слонимской губернии образован в 1793 году после второго раздела Речи Посполитой. В 1797 году территория отошла к Литовской губернии, в 1801 - к Гродненской, в 1843 - к Минской. В 1920 году эти территории вошли в состав Польши до 1939 года.
[2] ПермГАНИ. Ф.641/1.О.1.Д.10366.Т.3.Л.173об.
[3] 4-я армия сформирована в июле 1914 года в Казанском военном округе, входила в состав Юго-Западного, Северо-Западного, Западного и Румынского фронтов РИА, и участвовала в Галицийской битве, Варшавско-Ивангородской, Ченстохово-Краковской, Барановичской операциях, оборонительных боях 1915 года в Привисленском крае и Западной Белоруссии. В ноябре 1916 войска 4 армии были переданы в состав других армий Западного фронта, а ее полевое управление передано Румынскому фронту, где возглавило вновь сформированную 4 армию. В 1917 году она оборонялась на Кишиневском направлении и участвовала Июньском наступлении 1917 года. В литературе встречается наименование 4-я полевая армия (4 ПА). (Источник: Wikipedia)
[4] Брестский мир — сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в городе Брест-Литовск представителями Советской России и Центральных держав, обеспечивший выход РСФСР из Первой мировой войны. Заключению Брестского мирного договора предшествовали соглашение о перемирии на Восточном фронте и мирная конференция, проходившая в три этапа с 22 декабря 1917 года. (Источник: Wikipedia)
[5] Чехословацкий мятеж (Чехословацкий мятеж) происходило в мае—августе 1918 года на территории Поволжья и Сибири. Мятеж Чехословацкого корпуса охватил Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток и создало благоприятную ситуацию для ликвидации советских органов власти, образования антисоветских правительств (Комитет членов Учредительного собрания, Временное Сибирское правительство, объединившиеся позднее во Временное Всероссийское правительство, затем реорганизованное в Российское правительство) и начала широкомасштабных боевых действий в рамках Гражданской войны. Причиной начала мятежа послужила попытка советских властей разоружить легионеров. (Источник: Wikipedia)
[6] Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (сокр. КОМУЧ или Комуч) — первое претендовавшее на статус всероссийского антибольшевистское правительство в период Гражданской войны. Реально власть Комуча распространялась на территорию Среднего Поволжья, Прикамья и Южного Урала. Осенью 1918 года преобразован в Съезд членов Всероссийского Учредительного собрания, представляющий собой постоянно действующее государственно-правовое учреждение, в ведение которого входили вопросы, связанные с подготовкой созыва Учредительного собрания. (Источник: Wikipedia)
[7] Школа фабрично-заводского ученичества (Школа ФЗУ; часто ошибочно — фабрично-заводское училище) — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР с 1918 по 1940 год.
[8] 112. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти и халатное отношение к служебным обязанностям, если в результате их последовал развал руководимого должностным лицом центрального аппарата управления или таких же хозяйственных государственных аппаратов производства, торговли, кредита и транспорта. Во всех остальных случаях злоупотребления властью или служебным положением, превышения власти или служебных полномочий, бездействия власти и халатного отношения к обязанностям, не подпадающих под признаки настоящей и предыдущих (109-111) статей.
[9] 58_2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры.
58_11. Всякого рода организационная деятельность, направления к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой.
58_13. Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны.
*Международный "Мемориал", а также правозащитный центр "Мемориал" (признан в РФ НКО-иноагентом) были ликвидированы по искам Генеральной прокуратуры и прокуратуры Москвы Верховным судом РФ и Мосгорсудом 28 и 29 декабря 2021 года.
Поделиться: