Исторический раздел:

Тематика и методические разработки для дискуссий


Именно дискуссия дает возможность ученику стать не объектом, а субъектом обучения, занять активную позицию, научиться качественно анализировать, выдвигать аргументы, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и быстро реагировать на замечания оппонентов, кратко и четко формулировать свои мысли.

Работа в формате дискуссии позволяет формировать у учащихся историческое мышление – способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Дискуссия предполагает предварительную подготовку, которая призвана не только напитать ученика информацией, но и научить проводить критический анализ источников. Для подготовки используются материалы соответствующей темы учебника по истории, а также предложенные в данном учебно-методическом пособии архивные документы, воспоминания и фотографии. 

Цель проведения дискуссий:

Метод проведения дискуссий: дискуссии проводятся в форме «дебатов». Все участники делятся на две команды, кроме того выбирается жюри (2-3 человека). Имеется определенное утверждение, одна из команд отстаивает его как верное, а другая доказывает его абсолютную ошибочность. На каждом этапе команды выдвигают новых ораторов (может быть – двоих). Желательно, чтоб в дискуссии приняло участие как можно больше учащихся. Вся дискуссия занимает по времени 2 урока.

Домашняя работа: Работа с учебником по теме дискуссии. Отбор, чтение и критический анализ документов той эпохи. Поиск примеров, способных помочь аргументировать определенную позицию.

Обязанности жюри: разработать систему оценки хода и результатов дебатов, систему штрафов за «переход на личности», нарушение временного режима и т.д., оглашать правила проведения дебатов и их тему, объявлять следующего выступающего, строго следить за временем, которое отводится командам для выступлений, подводить итоги каждого тура дебатов, выставлять оценки.

Этапы дебатов (90 минут):

1 этап. Позиционирование сторон (всего 15 минут).

Подготовительная часть: 5 минут на выведение общей точки зрения в команде и выдвижение первого оратора. Публичная часть: Представитель каждой из команд сообщает свою позицию при помощи ряда тезисов – 3 минуты. Затем жюри подводит итоги, выставляет баллы.

2 этап. Аргументы «за» (всего  27 минут).

Подготовительная часть: 5 минут на выдвижение нового оратора, согласование позиций участников команды. Публичная часть: Представители каждой из команд выдвигают свои аргументы (факты из истории, цитаты из документов) в поддержку своих тезисов. Длительность выступления – 5 минут. Противоположная команда внимательно выслушивает аргументы, по возможности записывает их. Каждой команде можно задать по три вопроса (эта часть дебатов занимает еще 10 минут). В конце жюри подводит итоги, выставляет баллы.

3 этап. Аргументы «против» (всего 22 минуты).

Подготовительная часть:  10 минут команда анализирует приведенные аргументы и находит им опровержение. Выдвигается новый оратор для озвучивания контраргументов. Публичная часть: Представители каждой из команд выступают с опровержением аргументов команды – соперника. Длительность выступления – 5 минут. Выкрики с мест наказываются жюри. Затем жюри подводит итоги и выставляет баллы за этот этап дебатов.

4 этап. Последнее слово (всего 26 минут).

Подготовительная часть: Команды совещаются, выбирают нового выступающего и готовят заключительную речь (5 минут). Публичная часть: с учетом предложенных опровержений команда высказывает свою окончательную позицию (3 минуты у каждой команды). Затем жюри подводит окончательные итоги, дает характеристику работе каждой из команд и всей дискуссии в целом, подсчитывает суммарные баллы, выступает преподаватель (5 минут).

Успешная работа в рамках предложенной методики требует от учителя и учеников некоторой предварительной тренировки. Мы предлагаем использовать эту методику и для других исторических тем. Если начать применять дискуссию в форме «дебатов» при изучении истории XVIII и XIX веков, то предложенные в данном пособии темы будут обсуждаться более плодотворно и качественно.  

Предлагаемые утверждения для дебатов:

  1. «Величайшее счастье нашего народа, что в годину тягчайших испытаний (ВОВ) во главе народа стояли Великая партия большевиков, Великий Сталин» (Обращения ВЦСПС по поводу выборов в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 г.)
  2. «Сталин – великий полководец Отечественной войны. Без него война была бы проиграна».
  3. «Управление Сталина обеспечило мир на Руси и косвенно на планете на минимум 50 лет вперёд».
  4. «Без тех мер, которые были предприняты в ходе форсированной индустриализации и коллективизации, СССР не успел бы подготовиться к нападению Гитлера».
  5. «Сталин действительно заботился обо всех гражданах своей страны».
  6. «Верховный Совет в СССР послевоенного времени действительно был демократически избранным органом законодательной власти».

Материалы для размышлений (представлены в отдельных файлах раздела №1):

Для дискуссий на военную тематику (темы №1 и №2) предлагается ознакомиться со следующими документами:

Для дискуссии на тему №3 необходимо обратиться к понятию «Холодная война», составить перечень военных конфликтов, в которых участвовали СССР и США во второй половине ХХ века.

Для дискуссии на тему №4, помимо учебника, следует обратиться к следующим документам:

Для дискуссии на тему №5 можно обратиться к следующим документам:

Для дискуссии на тему №6 подходят следующие документы:




Перейти к оглавлению

Свои замечания и дополнения отправляйте на электронную почту пермского Молодёжного «Мемориала» pmem@yandex.ru.

Поделиться:

blog comments powered by Disqus