Исторический раздел:

Сопротивление несвободе в послевоенные годы


Дидактические материалы.
Тема: рост демократических настроений в советском обществе
и преследование инакомыслящих: 1945-1953 гг.
(Кимерлинг А. С.)

Скачать этот материал (.doc)

Во второй половине ХХ века в Советском Союзе, вопреки установившемуся порядку, появился дух свободы. В 1945-53 гг. он выражался в недовольстве отдельных людей сложившейся ситуацией. В 60-е гг. возникают новые формы поведения и культурные стили, в которых проявляются элементы гражданского самосознания. Для 70-х гг. характерна сознательная критика режима. В 80-е гг. возникает открытое политическое движение, многопартийность.   

В послевоенные годы родилась иллюзия, что режим позволит больше свободы. Появилась критика отдельных элементов советской системы в литературе, в разговорах, в письмах во власть. Но партия не собиралась ослаблять контроль. В 1946 г. вновь проводятся выборы в Верховный Совет СССР. С предыдущих выборов прошло 9 лет. Однако для голосования предлагалась только одна кандидатура.

В конце 40-х – начале 50-х гг. преследования были направлены главным образом против интеллигенции, особенно против людей творческих и критически мыслящих. 14 августа 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором сатирика М. Зощенко называли «грязным пошляком», а поэзию А. Ахматовой обвиняли в «пустой безыдейности и пессимизме». Другие постановления критиковали творчество режиссеров театров и кино, композиторов.

Репрессии конца 40-х – начала 50-х гг. имели антисемитский оттенок, однако гонениям подвергались представители любой национальности. Повсеместно шла борьба за усиление бдительности населения. В 1949 году началась кампания по борьбе с космополитизмом. Дело Еврейского антифашистского комитета в январе 1948 года. 13 января 1953 г. началось «Дело врачей». Смерть И. Сталина стала рубежом между эпохой жестких репрессий и оттепелью.

 

Документ №1

Председателю министров союза ССР г. Сталину И. В.

от рабочего Рахманова С.Е., проживающего в городе Молотов (ГОПАПО. Ф.1.Оп.1.Д.438)

Вношу вам предложение, что если до 1-го сентября не будет отменена карточная система и не упадут цены на продукты, то я буду вынужден поднимать рабочий класс и колхозников на Революцию  против министров … и вам, т. Сталин, не сдобровать… Народ пойдет за мной, и я с помощью Америки переменю жизнь для русского рабочего в лучшую сторону… Да, действительно, … помирают с голоду дети и старики,… работают только за кусок хлеба и то не досыта, развилась спекуляция и взяточничество…. 20.08.1947 г.

Вопросы:

1. Что за ситуация сложилась в стране в 1947 году? 2. Почему простой молотовский рабочий не боялся угрожать своему высокопоставленному адресату? 3. Почему рабочий полагал, что может организовать революцию? 4. Какие последствия могло вызвать данное письмо?

 

Документ №2

Обвинительное заключение

По следственному делу №4286 (ГОПАПО. Ф.2.Оп.1.Д.26681)

Учащийся 10-го класса средней школы №11 в гор. Молотов Зекцер И… путем обработки в антисоветском духе отдельных учеников10-го класса создал группировку антисоветского характера… В сентябре-октябре месяцах 1945 начал выявлять среди учащихся лиц, недовольных советской властью… 6 декабря 1946 г. Зекцер был арестован.

1-е организационное собрание

(Из вещественных доказательств, изъятых при обыске у Зекцера И.)

1. Принято название партии: «Независимая коммунистическая партия обновления»

2. …Членом НКПО считается признающий ее устав, согласный… с ее программой, принесший партийную присягу, поддерживающий ее всеми требуемыми ею средствами…

5. Установлен размер членских взносов 10 руб. в месяц…

7. Ближайшие задачи членов партии: а) Просвещать себя в политическом отношении, знакомясь с трудами деятелей революции и контрреволюции…в) …разработать устав и программу партии с) Вести пропаганду… вовлекать идейно-согласных...

 Вопросы:

1. Объясните, почему деятельность ученика школы №11 была названа антисоветской. 2. Выстройте пошаговую стратегию создания данной молодежной организации (не менее 5 шагов).

 

Документ №3

Выборы в местные Советы депутатов 22 февраля 1953 г. (ГОПАПО. Ф.105.Оп.20.Д.201)

Надписи на бюллетенях (из отчетов в молотовский обком партии): «вор», «комедия», «голосуем за коммунистов-жуликов, которые всю кровь выпили», «кого не выбирай - о народе не думают, продали русский народ», «депутат должен обратить серьезное внимание на неосвещенность многих улиц города Молотов, на торговлю – нет мужских брюк и валенок, детской обуви, женских ботинок. Увеличить заработную плату дворникам», «примите строжайшие меры с хулиганством», «заботьтесь о рабочем классе, обеспечивайте жильем», «неизвестный нам человек», «…меня интересует, добавят нет пенсию», «справедливо ставить оценки ученикам», «Голосую за Вас, я голосую за партию, за Сталина. Прошу Вас разобраться с еврейским засильем на машзаводе».

Вопросы:

1. Какие явления в советском обществе того времени заставляли избирателей писать на бюллетенях? Выделите отдельно экономические, политические и социальные явления. 2. Соотнесите претензии избирателей к депутатам местных советов и их реальные возможности и обязанности.

Документ №4

7.03.1953г. в молотовский обком КПСС был направлен документ, в котором требовали немедленного увольнения из фарминститута профессора В. Арановского как неблагонадежного (ГОПАПО. Ф.105.Оп.20.Д.129). Запись от руки поперек этого документа: «С директором фарминститута мы договорились, что по окончании учебного года Арановский будет освобожден от работы. 4.04.1953».

Вопросы:

1. Почему профессора не уволили сразу? 2. Найдите в документе признаки сопротивления политической кампании «Дело врачей».

Изобразительные материалы:

1. Карикатура: «Врачи-убийцы» // Крокодил. 1953.

Вопрос к карикатуре: Объясните, что означают (символизируют) различные элементы карикатуры.

2. Плакат напротив документа о надписях на бюллетенях: «Да здравствует всенародный кандидат в депутаты Верховного совета СССР великий Сталин!»

3. поэтесса Ахматова Анна Андреевна (1889 – 1966) – с портретом

4. писатель – сатирик Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) – с портретом.

Биографические врезки:

Рапопорт Я.Л. – врач, арестованный 13 января 1953 г. по «делу врачей». Работал в Центральном контрольном институте сыворотки и вакцины (напротив его цитаты).

Исторические термины:

Космополитизм – в советскую эпоху понимался как реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.

Город Молотов – г. Пермь был переименован в Молотов в 1940 г. В 1957 вновь стал Пермью.

Антисемитизм – враждебное отношение к евреям.

 Исследовательские задания:

1. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой и раскритикуйте его с позиции постановления ЦК ВКП(б):

И увидел месяц лукавый,

Притаившийся у ворот,

Как свою посмертную славу

Я меняла на вечер тот.

Теперь меня позабудут,

И книги сгниют в шкафу.

Ахматовой звать не будут

Ни улицу, ни строфу.

                27 января 1946

2. Выпишите из всех предложенных документов термины и словосочетания, специфические для языка сталинской эпохи. Объясните их символическое значение. Для чего они были необходимы?

3. Напишите письмо товарищу Сталину, пользуясь стилистикой того времени и с учетом ситуации поздней сталинской эпохи (одно письмо от имени журналиста местной газеты, второе – от рабочего, третье – от колхозника, четвертое – от коммуниста ленинской закалки).

Темы для обсуждения:

1. Объясните столь пристальное внимание власти к литературе и искусству в послевоенные годы.

2. Почему люди писали письма Сталину?

3. Врач Я.Л. Рапопорт вспоминает бытовавшее в кон. 40-х гг. двустишье: «Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом». Был ли на самом деле в СССР тех лет государственный антисемитизм. Почему именно врачи-евреи стали объектом кампании «Дело врачей» в 1953 г.?

4. Отличия и сходства репрессивных политических кампаний 1937-1939 гг. и конца 40-х – начала 50-х гг.

 

Методические рекомендации к уроку

на тему «рост демократических настроений в советском обществе

и преследование инакомыслящих: 1945-1953 гг.»

(кимерлинг А.С.)

Цель элективного курса: Ввести учащихся в проблему взаимоотношений власти и населения во второй половине ХХ века.

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о конфликтном поле во взаимоотношениях советских граждан и тоталитарной власти  в 1945-1953 гг.

Задачи урока:

- Проследить рост демократических настроений в советском обществе в 1945-1953 гг.

- Почувствовать дух эпохи позднего сталинизма.

- Проанализировать символы и язык того времени.

- Определить связь центра и регионов в тоталитарном обществе послевоенного периода.

Концептуальное изложение материала:

В послевоенные годы в Советском Союзе появляются центробежные тенденции. Возникает дух свободы. Поле взаимодействия власти и населения становится все более конфликтным.

Поздняя сталинская эпоха была пиком социализма: плановая система охватила все хозяйственные сферы, частные интересы полностью подчинились общественным (трудовые мобилизации, обязательные государственные займы, прикрепление рабочих к предприятиям), главенствующими стали коллективистские ценности, политика проникала во все социальные сферы и государством управляла единая воля. Граждане Советского Союза считали свою страну самой передовой державой в мире.

В то же время, происходит разрыв с социалистическими традициями революционного демонстративного демократизма. Социальная иерархия отвердевает, ранговые различия закреплены мундирами, чинами, бюрократическими привилегиями. Происшедшие изменения символизировал новый образ Сталина, который на портретах стал изображаться в золоченном мундире генералиссимуса, а не в солдатской шинели как прежде. Имел место разрыв между официальной пропагандой, восхваляющей счастливую, зажиточную жизнь советских людей, и тяготами повседневной жизни: гибелью близких на войне, карточками, плохим снабжением, бараками и землянками, тяжелым трудом в промышленности, в колхозах и на лесозаготовках. Такая ситуация вызывала недовольство у людей, свято верящих в социалистические идеалы. Многие писали письма во власть. Появлялись подпольные политические организации.

Необходимо отметить, что любая критика в тоталитарном обществе будет проявлением демократических настроений, ведь быт и частная сфера также находятся под государственным контролем. В тоталитарном государстве слиты воедино политическая, экономическая и социальная сферы жизни. Так что, если человек критикует магазин за несвоевременную поставку продуктов питания, он критикует режим.

У творческой интеллигенции в годы войны была некоторая свобода от ежедневного вмешательства партии в ее дела. Но власти пресекли надежду на аналогичные послабления в будущем. 14 августа 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) по докладу А.А. Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград». О Михаиле Зощенко писали: «Зощенко давно специализировался на писании пустых бессодержательных и пошлых вещей, на  проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание». Об Анне Ахматовой: «Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии… Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства,… искусства, - «искусства для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом…». 26 августа появилось постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В феврале 1948 г. постановление ЦК ВКП(б) «О декадентских тенденциях в советской музыке» обвинило С. Прокофьева и Д. Шостаковича в «диком стремлении» променять сокровищницу советской музыкальной культуры на «жалкие лохмотья современного буржуазного искусства». Власти требуют от искусства оптимизма, простоты, общедоступности. Жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть и утверждать превосходство всего советского над иностранным.

Сталин готовил страну к новой войне с прежними союзниками. А для этого необходимо было не только поднять военную промышленность, но и заново подчинить общество, получившее некоторую свободу во время войны и потерявшее страх перед властью. Для этого был организован ряд политических кампаний, лейтмотивом которых было усиление бдительности. Новыми врагами стали в 1949 «безродные космополиты», а в 1953 «врачи-вредители». Те и другие в большинстве своем были евреями по национальности. Но помимо евреев в волну кампаний попали их «потерявшие бдительность покровители», начальники и партийные функционеры. Благодаря «покровителям» новая волна репрессий обещала быть весьма масштабной, готовилась чистка. Новые репрессии отличались от репрессий 30-х гг. Космополитов лишь увольняли с работы, а организованные в регионах собственные «дела врачей» не были доведены до арестов. Местные власти не так быстро откликались на замыслы вождя, старались спустить репрессии на тормозах. После смерти Сталина «Дело врачей» было прекращено, арестованных отпустили.

Список литературы:

Батыгина Г.С., Девятко И.Ф. Еврейский вопрос: хроника 40-х годов // Вестник РАН. 1993. Т.63. №1. С.62-72. №2. С. 143-151.

Борщаговский А.М. Обвиняется кровь. М., 1994.

Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. М., 2001.

Лейбович О.Л. Реформа и модернизация в 1953-1964 гг. Пермь, 1993. С.48-77.

Люкс Л. Еврейский вопрос в политике Сталина // Вопросы истории. 1999. №7. С.41-59.

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» //КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Ч.3. М.,1954. С. 485-486.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М., 1998.

Хоскинг Д. История Советского Союза 1917-1991. М., 1994. С.305-334.

Сценарий урока (1-2 часа)

1. Вводное слово учителя.

Учитель рассказывает о предполагаемом элективном курсе, началом которого и является данная тема:

- О проблемах взаимодействия власти и населения при тоталитарном  режиме во второй половине ХХ века.

- Подчеркивает, что, хотя носителем демократических настроений и гражданского самосознания было небольшое количество людей, они оказывали влияние на всю общественную и культурную жизнь.

- Отмечает, что эти общероссийские явления характерны и для пермской действительности.

- О документах для анализа сообщает, что они, в большинстве своем, местного происхождения, что многие из документов впервые публикуются в данном учебном пособии, что они типичны для изучаемого исторического периода.

            - Подробнее описываются особенности периода 1945-1953 гг.

            - На доске чертиться таблица: «Отличия и сходства репрессивных политических кампаний 1937-1939 гг. и конца 40-х – начала 50-х гг.» (Тема для обсуждения №4). Для этого учащимся предлагается выделить, по каким основаниям можно сравнивать репрессии разных лет (масштабы, направленность, образ врага, методы, формы). Эти критерии сравнения будут в первом столбике таблицы. Два других столбика – это репрессии второй половины 30-х гг. и репрессии кон. 40-х – нач. 50-х гг.

- Главный вопрос урока: В каких формах проявлялось недовольство сталинским режимом в послевоенные годы? Для ответа на этот вопрос анализируются предложенные документы. Варианты выносятся на доску.

Задачей для учащихся на данном уроке будет:  Выделить формы неповиновения сталинскому режиму в послевоенные годы, а также выявить особенности репрессивных мероприятий.

2. Работа с документами и исследовательскими заданиями:

1. Учащиеся делятся на 2 группы и работают с документами №1 и 2, затем устно отвечают на поставленные вопросы. На доску начинают выписывать формы неповиновения режиму.

2. Классу предлагается обсудить тему № 2 - «Почему люди писали письма Сталину?».

3. Группы по 5 человек работают над исследовательскими заданиями №3 – пишут письма Сталину от имени представителей разных категорий населения. В течение 10 минут идет работа в группах. Затем она озвучивается лидерами группы (2 мин. на выступление). Затем группы оценивают работу друг друга (5 мин.) по следующим критериям: а) точность формулировок; б) учет исторической ситуации послевоенного периода; в) учет специфика заданной категории населения; г) использование терминов, словосочетаний и символических сравнений, свойственных для языка той эпохи.

4. Учащиеся делятся на 3 группы: 2 группы работают с документами №3 и 4,  одна группа работает с карикатурой по «Делу врачей». Внимательно читают документ, отвечают на вопросы к нему и определяют форму неповиновения власти, продемонстрированную в документе. Затем лидер каждой группы предъявляет ответы классу (предварительно возможно прочтение документа вслух для того, чтобы представители других групп смогли лучше вникнуть в ситуацию). Работа с карикатурой: Учащиеся внимательно рассматривают карикатуру. На доске строится таблица: в одном столбике те элементы, которые несут символическую нагрузку, а в другом - их значение. В результате учащиеся находят признаки типичного врага советского общества. Учащимся предлагается вспомнить, как выглядели враги общества в довоенный период. Ставится вопрос: Для чего Сталину были нужны разнообразные «враги народа» и почему их облик менялся? Здесь же может быть обсуждена тема №3 – «Врач Я.Л. Рапопорт вспоминает бытовавшее в кон. 40-х гг. двустишье: «Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом». Был ли на самом деле в СССР тех лет государственный антисемитизм. Почему именно врачи-евреи стали объектом кампании «Дело врачей» в 1953 г?»

5. Совместно выполняется 1-ое исследовательское задание («Объясните столь пристальное внимание власти к литературе и искусству в послевоенные годы»). Для работы с этим заданием учитель может дать под запись основное содержание постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». После этого обсуждается тема №1. Учитель отмечает, что обращение к простым жизненным сюжетам в литературе и деполитизация художественного творчества в последующую хрущевскую эпоху становится важнейшей формой проявления гражданского самосознания. И Сталин, заметив нарождающиеся тенденции, начал активную борьбу с этой формой неповиновения власти.

6. В последней части урока учащиеся подводят итоги по результатам готовой таблицы «Отличия и сходства репрессивных политических кампаний 1937-1939 гг. и конца 40-х – начала 50-х гг.». Делаются выводы об особенностях репрессивных мероприятий послевоенного времени.

3. В заключительном слове учитель подводит учащихся к выводу о том, что демократические настроения в сталинскую эпоху могли принимать разные формы, в том числе и форму отложенных решений (Вспомним документ №4). Подчеркивает, что иметь мнение (даже по вопросам бытового характера), отличное от мнения власти, да еще и высказывать его публично, является при тоталитарном режиме формой проявления демократических настроений.

Расшифровка ключевых понятий:

 Политическая кампания – система мероприятий центральной власти, в которой сочетаются репрессивные и пропагандистские методы для достижения поставленной цели.

Безродные космополиты – термин, в конце сороковых годов клеймящий представителей советской интеллигенции (по-преимуществу, еврейского происхождения) за связь с европейской традицией в науке, искусстве и образовании.

Генералиссимус – почетный воинский титул, присвоенный Сталину в 1945 г.

Тоталитарный режим – форма государственного управления, при которой под полным контролем власти оказывались все сферы жизни общества, подавлялась всякая самостоятельная активность граждан, разрушались горизонтальные связи между людьми. 

Обязательные государственные займы – форма привлечения средств в государственный бюджет при помощи обязательной продажи облигаций работникам предприятий и учреждений.




Перейти к оглавлению

Свои замечания и дополнения отправляйте на электронную почту пермского Молодёжного «Мемориала» pmem@yandex.ru.

Поделиться:

blog comments powered by Disqus