Координаты: |
57.991139, 56.255198 |
Место установки: |
г. Пермь, жилой дом по улице Соловьёва, 3. |
Материал: |
металл |
Размеры: |
высота – 0,85 м, длина – 0,45 м. |
Когда и кем установлен: |
впервые установлена 13 апреля 1991 года (автор доски – Н. Хромов), заменена другой в 1994 году. |
Автор доски: |
Виктор Скрыльников |
Автор фото: |
Александр Асланьян. |
Исторические сведения: |
Сколько человек пострадало в годы политических репрессий в Пермском крае? |
Надпись: |
«В этом доме в 1958 – 1988 годах жил и работал композитор ГЕНРИХ РОМАНОВИЧ ТЕРПИЛОВСКИЙ, один из основателей российского джаза». |
Современное состояние доски: |
существует |
Дополнительные сведения: |
Генрих Романович Терпиловский. Композитор, дирижер, поэт, один из создателей российского джаза. Родился 10 ноября 1908 года в г. Новгороде. В раннем возрасте его семья переехала в Петроград. Там и произошла встреча, во многом определившая жизненный и творческий путь будущего музыканта: в 1918 году он познакомился с Шостаковичем. В двадцатые Терпиловский организовал первый в стране джаз-клуб, который располагался в его квартире на Литейном проспекте. Оркестр Терпиловского быстро стал одним из лучших в Ленинграде. По заказу Ленинградского радио им был написан легендарный цикл блюзов на стихи негритянского поэта Ленгстона Хьюза. Но в 1935 году музыкальная карьера композитора прервалась – Терпиловского обвинили в «политическом заговоре» и он получил свой первый срок. Генриху Романовичу «повезло» — его «всего лишь» сослали в Алма-Ату, где он работал руководителем оркестра кинотеатра. В 1937 году он снова был заключен в исправительно-трудовые лагеря сроком на десять лет. Рассказывают, что когда в 1942 году оркестр Утесова был на гастролях в Сибири, Леониду Осиповичу удалось договориться, чтобы заключенный композитор выступал вместе с ним. С 1949 года у Терпиловского новая прописка – в Молотове (ныне г. Пермь). Здесь он работает руководителем эстрадного оркестра Дворца культуры им. Сталина. Казалось, что все уже позади. Но в Молотове его опять арестовали по совершенно абсурдному обвинению: будто бы он во время концерта условными знаками передавал агентам, находившимся в зале, секретную информацию о заводе... После лагеря Генрих Романович вернулся в Пермь. С 1954 года руководил эстрадным оркестром и народным театром музыкальной комедии в Перми, во Дворце им. Свердлова, работал также дирижером драмтеатра. Написал музыку к трем спектаклям областного драматического театра, к 14 спектаклям театра кукол, а также создал музыку трёх балетов (поставлены в Перми и Горьком), симфонию «Амок» (1965), симфоническую фреску «Молодость Кубы» (1980), «Уральскую рапсодию» (1955), «Мексиканскую рапсодию» (1960), 15 хоровых произведений, в том числе кантату «Урал» (1957), «Кантату о Перми» (1973), более 100 песен и инструментальных пьес для эстрадных и джазовых составов. Благодаря знанию четырех европейских языков Генрих Романович переписывался с выдающимися джазменами своего времени – Дюком Элингтоном, Каунтом Бейси и другими музыкантами. В его архиве сохранились пластинки с их автографами. Терпиловский был одним из первых джазовых аранжировщиков и композиторов, о нем написано более 30 статей в советской центральной и зарубежной прессе. Позднее его называли «последним аристократом джаза». Многие его произведения изданы в московских сборниках. На фирме «Мелодия» хранится пластинка с записями джаза тридцатых годов. В нее вошла и знаменитая композиция Терпиловского «Джаз-лихорадка», которую до сих пор исполняют во всем мире. Скончался Генрих Романович 17 июля 1988 в Перми. 13 апреля 1991 года на доме, где жил и работал Генрих Романович, была установлена мемориальная доска. В её открытии принимал участие Олег Лундстрем, который сказал, что это единственная в мире мемориальная доска джазмену. |
Поделиться: