Устная история для начинающих


16.03.2024

Так называется видеоцикл, созданный общественным объединением «Пермский Мемориал — Европа». Цель просветительского проекта — через короткие видеоролики мотивировать и тем самым помочь старшеклассникам, студентам, молодым преподавателям, которым хочется провести и опубликовать собственные исторические исследования, используя в качестве источника записанные воспоминания людей о том, что они пережили сами или их близкие. При создании  цикла использованы материалы сайта pmem.ru и архива Пермского «Мемориала» (общественная организация ликвидирована российскими властями в 2022 году). Автор идеи и ведущий — Роберт Латыпов (включён минюстом РФ в реестр «иноагентов»).

Эпизод первый. Путешествие в прошлое через рассказы очевидцев.

Посвящён общему вступлению и разговору о том, почему изучение «трудного» прошлого в жизни людей и страны — это не только важно для его сохранения в коллективной памяти, но и сам по себе интересный и захватывающий процесс.

Эпизод второй. Теоретические основы: устная история как источник знаний.

Общая теория, ответы на вопросы о том, что нужно знать и заранее продумать, чтобы интервью с человеком у вас получилось, и оно стало впоследствии историческим источником.

Эпизод третий. Подготовка к сбору воспоминаний: исторический контекст и терминология.

Советы начинающим исследователям на предварительное изучение общего исторического фона того периода или явления, которое их интересует, а также подготовку опросника и технического оборудования для будущего интервью. 

Эпизод четвёртый. Выбор информанта: как его найти и подготовиться к интервью.

Обсуждение методов поиска собеседников и уточнение деталей разговора с ними.

Эпизод пятый. Процесс интервью: навыки и техники эффективного общения.

Как разговорить человека, как реагировать на его эмоции во время интервью, как грамотно прощаемся после общения с ним.

Эпизод шестой. Обработка интервью: от аудиозаписи до исторического документа.

Разговор о расшифровке взятого интервью, подготовке его литературной версии и архивировании «устной истории».

Эпизод седьмой. Анализ и исследование: интерпретация и использование.

Об анализе взятого интервью, а также о грамотном цитировании слов информантов в своей будущей  исследовательской работе.

Эпизод восьмой. Личная история и коллективная память: успеть и сохранить.

В последнем эпизоде цикла автор рассказывает о том, что его самого привело к работе  по сбору устных историй и стало основой для приглашения к этой деятельности других молодых людей.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Соснина Н.К.: «Дети умерли все, муж умер, корова сдохла» | фильм #378 МОЙ ГУЛАГ
| «Народ воевать никогда не хотел». Усомнившийся мобилизованный пишет Ленину
| «За сообщение извращенных сведений». Как закрывали газеты в 1918 году
Компас призывника
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
| Руки назад!
| Невиновен, но осужден и расстрелян
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus