Тихон Шаламов до Америки. Ученик, семинарист, учитель


Источник

20.08.2024

На основании анализа архива журнала «Вологодские епархиальные ведомости» в статье дается сравнительная оценка ученического и учительского опыта Тихона Шаламова до отъезда на Аляску. Вводятся в научный оборот новые данные об успеваемости Т. Шаламова на фоне его соучеников по Усть-Сысольскому духовному училищу и Вологодской духовной семинарии, об учительской и миссионерской деятельности Т. Шаламова после окончания семинарии в дер. Муфтюге Яренского уезда Вологодской губернии. Автор приходит к выводу, что в начале каждого нового поприща Т. Шаламов показывает результаты ниже среднего уровня, затем в средних классах училища и семинарии выходит в число первых учеников, а обучение заканчивает довольно успешно. Начало учительской и миссионерской деятельности Т. Шаламова в дер. Муфтюге также было неудачным: за полтора учебных года Т. Шаламов не решил задачи, поставленные перед ним Вологодским епархиальным училищным советом, и был заменен новым учителем.

Введение

Деятельность Тихона Шаламова на Аляске отражена в современных исследованиях, а что было до Америки? Известно, что Т. Шаламов окончил Вологодскую духовную семинарию, и затем некоторое время был учителем в школе. Цель данного исследования – оценка предшествующего жизненного опыта, т.е. сравнительная оценка ученического, учительского и миссионерского опыта Т. Шаламова до отъезда в Америку. В литературе о Т. Шаламове нет исследований по данной теме.

Т. Шаламов учился и служил по духовному ведомству, и основным материалом для данного исследования является архив журнала «Вологодские епархиальные ведомости» (ВЕВ), издававшегося в период 1864–1917 гг. Номера ВЕВ читались духовными и светскими лицами, и при 750 официальных под- писчиках (церкви и монастыри) тираж газеты составлял 900 экземпляров [1]. В журнале публиковались разрядные (рейтинговые) списки учеников духовных заведений, и «чадолюбивые родители с умилением видели в печати имена своих детищ, с точным обозначением, кто из них и насколько выше или ниже другого по успехам, о чем прежде они не могли узнать из отметок на отпускных билетах воспитанников» [1, с. 327]. Кроме того, в ВЕВ публиковались подробные «Отчеты о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии», из которых внимательный читатель мог получить представление не только о школах, но и об успешных и неуспешных учителях. Журнал тогда и сейчас находится в открытом доступе, и то, что полторы сотни лет назад видела вся епархия, сейчас в том же объеме видим мы. Подобная открытость источников дает возможность получить уникальное представление о жизненном опыте Тихона Шаламова до отъезда на Аляску, близкое к представлению его современников, читающих «Епархиальные ведомости». Значимый временной интервал ограничен периодом 1875–1917 гг. и включает время ученичества Т. Шаламова в духовных заведениях, учительскую деятельность после окончания семинарии и дополнительную информацию. Общий объем анализируемого материала составляет 1032 номера или 80,1 млн печатных знаков. В результате изучения всех номеров ВЕВ за период 1875–1917 гг. было отобрано 34 статьи, содержащие информацию о времени ученичества и учительства Т. Шаламова.

Для оценки ученического опыта Т. Шаламова по разрядным спискам учеников созданы аналитические таблицы, характеризующие успеваемость Т. Шаламова на фоне соучеников по Усть-Сысольскому духовному училищу и Вологодской духовной семинарии. Оценка учительского и миссионерского опыта Т. Шаламова проведена при сравнении показателей Муфтюжской школы с другими школами Яренского уезда Вологодской епархии, и уровнем образо- вания и деятельностью Стефана Клочкова, сменившего Т. Шаламова в Муфтюжской школе.

Ученик

Имя Тихона Шаламова на страницах ВЕВ впервые появляется в 1878 г. в разрядном списке учеников приготовительного класса Усть-Сысольского духовного училища (УСДУ) [2]. Разрядные списки составлялись в конце учебного года после летних экзаменов. По окончании каждого экзамена в педагогическом совете составлялись списки всех учащихся с разделением их на разряды. Оценки выставлялись по десятибалльной системе: 10 – означает отличные успехи, 9 – весьма хорошие, 8 – очень хорошие, 7 – хорошие, 6 – удовлетвори- тельные, 5 – порядочные, 4 – посредственные, 3 – недостаточные, 2 – слабые, 1 – плохие, 0 – безуспешность. По результатам экзаменов первый разряд при- сваивался ученикам, получившим по всем предметам не менее 8 баллов, ко второму разряду относили учеников, которые по всем предметам получили не менее 5 баллов, к третьему разряду причисляли всех остальных учащихся [3].

В УСДУ было 4 класса (I–IV) и приготовительный класс. Для сравнительного анализа важно не только как учился сам Тихон Шаламов, но и как учились его соученики, т.е. те ученики, с кем Шаламов учился в одном классе и состоял в одном разрядном списке, публикуемом в ВЕВ после ежегодных июньских экзаменов [2]. За время учебы в училище таких соучеников было 26 человек (табл. 1).

Когда в 1877 г. Тихон Шаламов поступил в УСДУ, там уже учились и оставались на второй год его будущие соученики, когда Шаламов окончил училище, некоторые его соученики еще продолжали учиться. В процессе учебы треть из 27 учеников исследуемой группы проходила переэкзаменовку, более двух третей оставались на второй год, но большая часть группы окончила училище (табл. 2).

В училище Тихон Шаламов учился 6 лет. Численность класса, в котором учился Шаламов, составляла от 9 до 17 человек, причем состав обновлялся в основном за счет второгодников. Исключение составляет I класс, в котором Шаламов учился два года: не сдав переэкзаменовку, и оказался в новом коллективе успешных учеников, переведенных из приготовительного класса. В первые годы обучения в УСДУ Шаламов был среди последних учеников, во II и III классах учился очень хорошо, и был в пятерке лучших учеников, окончил училище во втором разряде.

Показатели Т. Шаламова и его соучеников по Усть-Сысольскому духовному училищу после ежегодных июньских испытаний 1876-1886 гг.

Условные обозначения: классы 0 (приготовительный), I, II, III, IV; рейтинг ученика 1, 2, 3… (цвета с 1880 г.: красный – в первом, синий – во втором, черный – в третьем разряде); э – переэкзаменовывается после летних вакаций; п – оставлен на повторительный курс в том же классе; у – уволен из училища. Показатели объединены в форме: класс/число учеников в классе/рейтинг ученика. Например, II/10/2 означает II класс, в классе 10 человек, рейтинг ученика № 2 в первом разряде.

Примечания: * – в списках не значится.

Передерживают экзамены после каникул; увольняются из училища:

1 – А. Колмаков: ответы и упражнения русского языка (II класс). 2 – А. Попов увольняется за малоуспешность (II). 3 – А. Попов 2-й увольняется по прошению (III). 4 – А. Попов: русские письменные упражнения и арифметика (I), ответы и упражнения арифметики (II). 5 – А. Заварин увольняется за малоуспешность (II). 6 – А. Попов: священная история (I), священная история (II), арифметика (III), увольняется в епархиальное водомство (IV). 7 – В. Попов: латинский язык (I), русский язык (II), латинские письменные упражнения и арифметика (III). 8 – В. Сержпутовский по прошению увольняется из училищного ведомства (III). 9 – Д. Попов «не державший жкзаменов по болезни, держит оные после каникул». 10 – И. Попов: русский язык и упражнения греческого языка (II). 11 – Н. Шайтанов: ответы русского и латинского языков (II). 12 – С. Вохомский: письменные упражнения латинского языка и арифметика (III). 13 – Т. Шаламов: устные ответы и письменные упражнения русского языка с церковно-славянским (I класс).

Итоги обучения в Усть-Сысольском духовном училище Т. Шаламова и его соучеников (всего 27 человек) за период 1875-1886 гг.

Семинарист

В Вологодской духовной семинарии (ВДС) обучение длилось шесть лет с I по VI класс. Трудный путь обучения в духовной семинарии не каждому по силам, и это хорошо видно на примере группы соучеников Тихона Шаламова по училищу [4]. Из 26 соучеников Шаламова по Никольскому училищу в течение пяти лет (1882?1887 гг.) в ВДС поступили 14 человек (табл. 3). Поступившие в I класс семинарии, распределялись в два отделения (параллельных класса) по 40?50 воспитанников в каждом, и выпускники Усть-Сысольского училища просто растворились среди выпускников других духовных училищ епархии. Если в процессе обучения число учеников в классах уменьшалось до 30, то два отделения объединяли в один класс.

Показатели Т. Шаламова и его соучеников по Усть-Сысольскому духовному училищу в Вологодской духовной семинарии после ежегодных июньских испытаний 1883-1892 гг.

Условные обозначения: классы I, II, III, IV, V, VI; отделения 1, 2, 3; рейтинг ученика 1, 2, 3… (цвета: красный – в первом разряде, синий – во втором разряде, черный – в третьем разряде); э – переэкзаменовывается после летних вакаций; п – оставлен на повторительный курс в том же классе; у – уволен из семинарии. Показатели объединены по форме: класс, отделение/число учеников в классе/рейтинг ученика. Например, I.I/48/26 означает I класс, 1-е отделение, в классе 48 человек, рейтинг ученика № 26 во втором разряде.

Примечания к таблице 3

*– в списках не значится.

Переэкзаменовываются после летних вакаций; увольняются:

1 – А. Доброумов: греческий язык (II класс), увольняется по малоуспешности (IV). 2 – А. Баклановский: теория словесности и греческий язык (I), уволен по прошению (IV). 3 – В. Попов: письменные упражнения (I), письменные упражнения (II). 4 – И. Попов: теория словесности и латинский язык (I). 5 – К. Латкин: письменные упражнения (I), церковная история и греческий язык (III). 6 – П. Чукичев: гражданская история, математика и письменные упражнения (II), по всем предметам (IV). 7 – Р. Волков: теория русской словесности и математика (I). 8 – С. Вохомский: латинский язык (I), история литературы и математика (II), увольняется по малоуспешности (III). 9 – С. Куратов: письменные упражнения, философия и греческий язык (IV класс).

В процессе учебы две трети из 15 учеников исследуемой группы проходили переэкзаменовку, третья часть оставалась на второй год, окончила семинарию половина группы (табл. 4).

Итоги обучения в Вологодской духовной семинарии Т. Шаламова и его 14 соучеников по Усть-Сысольскому духовному училищу (всего 15 человек) за период 1882-1892 гг.

В Вологодской семинарии Тихон Шаламов учился 7 лет, одновременно с ним в семинарии училось до 11 его соучеников по Усть-Сысольскому училищу, но, в основном в других классах или в других отделениях. Численность класса, в котором учился Шаламов, составляла от 44 (I класс) до 32 (VI класс) человек. В новом коллективе I класса семинарии, в котором подавляющее большинство (90,9%) составляли выпускники других духовных училищ, Шаламов занял среднее положение. Во II классе был оставлен на второй год, затем учился очень хорошо, был в пятерке первых учеников, и окончил семинарию во втором разряде.

Учитель и миссионер

Весной 1890 г. в Вологодский епархиальный училищный совет пришел запрос из Яренского отделения совета (далее Отделение): в деревню Муфтюгу Чупровского прихода нужен «способный учитель из окончивших курс духовной семинарии, человек сильный и словом и делом, который мог бы разорять гнездо раскола и открыть школу грамоты» [5, с. 297]. Население Чупровского прихода составляли зыряне (современное название народа – коми), иноверцев не было, в расколе числилось 7 мужчин и 21 женщина, но были основания полагать, что число раскольников гораздо больше. На должность учителя был определен Тихон Шаламов, как выпускник духовной семинарии достаточно знакомый с учением раскола. 1 января 1891 г. в деревне Муфтюга, открыта школа грамоты [6], в которой Шаламов учительствовал полтора учебных года. В это время в Яренском уезде школы были в каждом приходе. Муфтюжская школа, как все 40 с лишним школ уезда, была смешанная – для мальчиков и девочек. Все учащиеся уезда были православного вероисповедания, за исключением одного ученика, сына раскольника, в Важгорской школе [7].

В Отчете о состоянии церковно-приходских школ Яренского уезда за 1891/92 учебный год отмечается, что Тихон Шаламов «весьма способный к учебной деятельности и начитанный учитель, но его школа по результатам учебно-педагогической деятельности стоит ничем не выше прочих школ» [7, с. 219]. В Отчете фиксируется, что школьные документы велись учителями Яренского уезда исправно и своевременно, упущение обнаружено только в Муфтюжской школе, где запись уроков со второй половины учебного года прекращена, о чем и сделано учителю замечание. Кроме того отмечается, что намеченные планы по внеклассной работе не могли быть исполнены в точности из-за «постигшего Яренский уезд голода, т.к. многие дети и взрослые разошлись по разным сторонам просить милостыню, и число учащихся в школах уменьшилось» [7, с. 252]. Тем не менее, в трех школах уезда, в том числе в Муфтюжской, проводились воскресные и праздничные чтения. Предметами собеседований были объяснения праздничных евангельских чтений, чтения из житий святых, о предметах нравственности и общественной жизни крестьян, и из жизни раскола. [7]

За отчетный период все ученики и ученицы школ уезда были у исповеди и св. причастия. Исключение составляют две школы: один ученик, сын раскольника, в Вашгортской школе, и все ученики Муфтюжской школы. В представляемых отчетных сведениях учитель Шаламов объясняет: «У св. причастия и исповеди ученики не были, вероятно, вследствие совета своих родных, которые будучи заражены расколом, не считают нужным исполнять это потребно нужное Таинство для христианина» [7, с. 250]. Также Шаламов пишет, что «принимал все меры к искоренению раскола», и хотел бы «участия местного священника и присутствия на публичных беседах благочинного края, как лица облеченного административною властью» [7, с. 219]. Впрочем, Отделение признает сложность работы с жителями Удорского края: раскол не имеет сильного корня, чтобы распространяться в среде населения, и даже не имеет определенного толка, к которому можно причислить раскол этого края. В расколе нет выдающихся вожаков, которые могли бы вступить в спор о вере, и если местные жители поступают против учения православной церкви, то оправдываются тем, «что и отцы, и деды и прадеды так поступали, и они идут по их следам» [7, с. 220].

За отчетный год в Чупровском приходе раскольников стало на одного человека больше, а Т. Шаламов как миссионер, по отзыву о. наблюдателя, «не оправдал, или не имел желания оправдать возложенной на него миссии» [7, с. 219] и в основные задачи Отделения на новый учебный год входит перемена учителя в Муфтюжской школе.

В следующем учебном году в Муфтюге уже новый учитель – Стефан Клочков, кончивший полный курс наук в духовной семинарии. В Отчете о состоянии церковно-приходских школ Яренского уезда за 1892/93 учебный год отмечается: «Клочков преподавал в школе только одну зиму, но что пройдено им, то дети знают основательно, и преподавание ведется весьма разумно» [8, с. 314]. С новым учителем Муфтюжская школа названа в числе 17-ти наиболее выдающихся в учебном и воспитательном отношении школ Яренского уезда.

Обсуждение

Тихон Шаламов учился в духовных заведениях Вологодской губернии с 1877 по 1890 гг.: 6 лет в училище и 7 лет в семинарии (табл. 5). По результатам ежегодных июньских испытаний значительное число учеников пересдавали экзамены после летних каникул или оставались на второй год. Некоторых учеников отчисляли, некоторые уходили сами, число учеников в классе уменьшалось, и в результате численность старших классов была существенно меньше, чем младших. В семинарии численность классов была в 2?3 раза выше, чем в училище.

Показатели Т. Шаламова при обучении в духовных заведениях Вологодской губернии в период 1877-1890 гг.

Условные обозначения: классы 0 (приготовительный), I, II, III, IV, V, VI; отделения (в семинарии) 1, 2; рейтинг ученика 1, 2, 3... (цвета с 1880 г.: красный – в первом разряде, синий – во втором, черный – в третьем разряде); э – переэкзаменовывается после летних вакаций; п – оставлен на повторительный курс в том же классе. Показатели объединены по форме: класс. отделение. Например, I.1 означает I класс, 1-е отделение.

Поток, в котором учился Шаламов в семинарии, во все годы обучения оставался многолюдным, отделения в один класс не объединяли, и Шаламов учился то в 1-м, то во 2-м отделении. Таким образом, при постоянно обновляющемся составе классов Тихон Шаламов в младших классах училища и семинарии учился ниже среднего уровня и даже оставался на второй год, в средних классах учился очень хорошо и входил в пятерку лучших учеников, закончил обучение во втором разряде. Уроженцы северо-восточных уездов Вологодской губернии после окончания учебных заведений большей частью назначались в свои или в соседние уезды. Тихон Шаламов, уроженец Усть-Сысольского уезда, был определен учителем в соседний уезд, где Яренское отделение училищного совета ожидало «достойного учителя с богословским образованием для борьбы с расколом в деревне Муфтюге» [5, с. 310]. На высокий образовательный ценз учителя возлагались большие надежды: из школьных учителей уезда только четверо, включая Шаламова, кончили полный курс духовной семинарии [7].

Надежды не оправдались, и на смену Шаламову был определен Стефан Клочков, старший сын священника Николая Стефановича Клочкова [9]. Стефан Клочков тоже уроженец Усть-Сысольского уезда и тоже выпускник УСДУ (1879–1885 гг.) и ВДС (1885–1891 гг.). В училище и в семинарии Клочков и Шаламов учились в одно время, у одних преподавателей, только Клочков на класс ниже. Клочков учился стабильно, на переэкзаменовку не оставался, в училище был среди первых учеников, в IV классе училища болел и по желанию остался на второй год, окончил училище в первом разряде, а семинарию – во втором разряде [2, 4]. Шаламов и Клочков близки по уровню образования, но Клочков отличается стабильностью в учебе и имеет важное преимущество для работы учителем в зырянском краю: он сам зырянин (коми).

Стабильность ученика и семинариста Клочкова, знание зырянского языка, плюс способности к учительскому и миссионерскому делу дали свои результаты. Клочков хорошо зарекомендовал себя в должности учителя в отдаленных местах Вологодской губернии, населенных зырянами-старообрядцами, и в 1896 году был назначен помощником Вологодского епархиального миссионера по Яренскому и Усть-Сысольскому уездам [10]. В 1907 году Клочков избран в члены III Государственной думы [11; 12]. Необходимо заметить, что в разрядных списках училища и семинарии [2; 4] и в деятельности помощника миссионера Клочков выступает под именем Стефан, а в члены Государственной думы избирается как Степан Николаевич Клочков.

Отсутствие образовательных заведений вблизи родительского дома и пространства Вологодской губернии таковы, что во времена ученичества и учительства Шаламов неизбежно приобрел большой опыт дорог и самостоятельной жизни. Девяти лет от роду Тихон Шаламов был отправлен в Усть-Сысольское училище, в 15 лет – еще далее, в Вологодскую семинарию. От дома Шаламовых в селе Вотча до Усть-Сысольска более чем 70 верст, от Усть-Сысольска до Вологды – более 800 верст (рис. 2) и эти расстояния Тихон Шаламов преодолевал на летних каникулах.

От Вотчи до Усть-Сысольска и далее в Вологду можно добраться по рекам – наиболее в то время распространенным способом. От Вологды до Муфтюги – более 1000 верст, и в Муфтюгу нет водного пути по территории Вологодской губернии. Даже сегодня, в XXI веке, попасть в Муфтюгу достаточно сложно, а в то время путь по волокам и зимникам из Усть-Сысольска до Муфтюги растя гивался почти на неделю [12]. Когда Тихон Шаламов был определен на должность учителя в Муфтюгу, «отстоящую от г. Вологды на 1147 верст», Вологодское православное Братство, «оказывающее вспомоществование лицам, соприкасающимся с миссионерским делом», выдало Шаламову «заимообразно 50 рублей на проезд и первоначальное обзаведение» [14, с. 225], и через год Шаламов вернул 50 руб. Братству [15].

Таким образом, кроме трудностей учебного процесса и учительской работы существовали и другие объективные, для многих непреодолимые трудности. В 1890 г. на открытии нового здания Усть-Сысольского училища преподаватель В.П. Шляпин сказал: «Усть-Сысольский и Яренский уезды, для духовенства которых существует наше училище, выделяются громадностью занимаемой ими территории. Губернский город наш со средними заведениями отстоит от Усть-Сысольска на расстоянии 877 верст, и добраться до него бывает труднее и дороже, чем от губернского города до Берлина. В наших уездах пути сообщения настолько первобытны, что встречаются местности, где и летом на санях ездят, где жители более предпочитают пройти верст 100?150 пешком, нежели воспользоваться существующими способами передвижения. Результатом всех этих причин было то, что крайне малый процент из наших двух уездов получал среднее, а тем более высшее образование» [16, с. 90].

Заключение

Тихон Шаламов начальное образование получил в Усть-Сысольском духовном училище, среднее – в Вологодской духовной семинарии. В первые годы и в училище, и в семинарии Шаламов учился слабо и даже оставался на второй год, в средних классах учился очень хорошо и входил в пятерку лучших учеников, закончил обучение во втором разряде. После окончания семинарии Тихон Шаламов был определен на должность учителя в деревню Муфтюга Яренского уезда, где учительствовал полтора учебных года, но не оправдал надежд: не поднял Муфтюжскую школу выше других школ уезда и не «разорил гнездо раскола».

Таким образом, в начале нового поприща – в училище, семинарии, учителем в школе – Тихон Шаламов показывает результаты ниже среднего уровня. Затем в училище и в семинарии Шаламов выходит в число первых учеников и достаточно хорошо заканчивает обучение. Неудачное начало учительской и миссионерской деятельности в зырянском краю для Тихона Шаламова, видимо, тот самый отрицательный результат, который тоже результат.

За эти годы, кроме ученического, учительского и миссионерского опыта, Тихон Шаламов приобрел огромный опыт дороги и самостоятельной жизни. Впереди была Америка…

Источники и литература

1. Двадцатипятилетие Вологодских епархиальных ведомостей (1864?1889) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1889. – No 19. – С. 323?336 (2-я паг.).

2. Список учеников Усть-Сысольского духовного училища // Вологодские епархиальные ведомости. – 1876. – No 17. – С. 306?307 (1-я паг.); 1877. – No 17. – С. 290?291 (1-я паг.); 1878. – No 18. – С. 295?296 (1-я паг.); 1879. – No 16. – С. 215?216 (1-я паг.); 1880. – No 18. – С. 258?260 (1-я паг.); 1881. – No 17. – С. 223?225 (1-я паг.); 1882. – No 16. – С. 240?242 (1-я паг.); 1883. – No 16. – С. 239?241 (1-я паг.); 1884. – No 15. – С. 237?239 (1-я паг.); 1885. – No 16. – С. 250?252 (1-я паг.); 1886. – No 17. – С. 235?237 (1-я паг.).

3. Сушко, А. В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861? 1884 гг.) / А. В. Сушко. – Санкт-Петербург : СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2010. – 256 с.

 

4. Список учеников Вологодской духовной семинарии // Вологодские епархиальные ведомости. – 1883. – No 14. – С. 193?199(1-я паг.); 1884. – No 13. – С. 177?185 (1-я паг.); 1885. – No 14. – С. 196?211 (1-я паг.); 1886. – No 14. – С. 177?184 (1-я паг.); 1887. – No 12. – С. 146?154 (1-я паг.); 1888. – No 14. – С. 131?141(1-я паг.); 1889. – No 14. – С. 209?218 (1-я паг.); 1890. – No 14. – С. 213?222 (1-я паг.); 1891. – No 14. – С. 200?208 (1-я паг.); 1892. – No 13. – С. 201?210 (1-я паг.).

 

5. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1889/90 учебный год // Вологодские епархиальные ведомости. – 1891. – No 19. – С. 289?299 (1-я паг.); 1891. – No 20. – С. 306?315 (1-я паг).

6. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1890/91 учебный год // Вологодские епархиальные ведомости. – 1893. – No 10. – С. 163?176(1-я паг).

7. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1891/92 учебный год // Вологодские епархиальные ведомости. – 1894. – No 13. – С. 211?220 (1-я паг.); 1894. – No 14. – С. 224?230 (1-я паг.); 1894. – No 15. – С. 247?255 (1-я паг.).

8. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии за 1892/93 учебный год // Вологодские епархиальные ведомости. – 1894. – No 19. – С. 289?305 (1-я паг.); 1894. – No 20. – С. 311?326 (1-я паг.).

9. Клочков Николай Стефанович. Православные приходы и монастыри Севера. ? Текст : электронный. ? URL: http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=735 (дата обращения: 02.10.2022).

10. Отчет о деятельности Вологодского православного Братства с 15 мая 1896 года по 15 мая 1897 года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1897. – No 14. – С. 259?270 (2-я паг.).

11. Члены 3-й Государственной Думы от Вологодской губернии // Вологодские епархиальные ведомости. – 1907. – No 21. – С. 347 (1-я паг.).

12. Сивкова, А. Первый думский депутат из Коми края / А. Сивкова // Республика. – 2011. – No 236 (4633). ? URL: https://treef.ru/articles.aspx?ArticleID =128 (дата обращения: 02.10.2022). – Текст: электронный.

13. Вологодская губерния // Большая российская энциклопедия. ? URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/1926888 (дата обращения: 23.09.2022). – Текст : электронный.

14. Отчет о деятельности Вологодского православного Братства с 20 мая 1890 года по 22 мая 1891 года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1891. – No 13. – С. 198? 212(2-я паг.); 1891. – No 15. – С. 223?236 (2-я паг.).

15. Отчет о деятельности Вологодского православного Братства с 22 мая 1891 года по 23 мая 1892 года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1892. – No 15. – С. 178?181 (2-я паг.).

16. Торжество по случаю освящения нового здания для Усть-Сысольского духовного училища 28 октября 1890 года // Вологодские епархиальные ведомости. – 1891. – No 6. – С. 89?98 (2-я паг.).

Опубликовано: Исследования Русского Севера: экология, история, наследие: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) к 200-летию со дня рождения Н. Я. Данилевского (Вологда, 25–27 октября 2022 г.) /Правительство Вологодской области; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет [и др.]; [ответственный редактор Н. К. Максутова]. – Вологда: ВоГУ, 2022. – 362 с.: ил. – Текст: электронный. C. 323-337

Поделиться:

Рекомендуем:
| Портная (Корита) Л.В.: «Учительница мне свои носочки даст» | фильм #398 МОЙ ГУЛАГ
| «Они сидели, но не за свои преступления»: истории красноярских чекистов, попавших под репрессии
| Грядет расправа с мертвыми?
Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
Карта мемориалов жертвам политических репрессий в Прикамье
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
| Мой папа простой труженик…
| Судьба инженера
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus