Пять лет, как не стало Арсения Рогинского


18.12.2022

18 декабря 2017 года умер Арсений Рогинский – председатель правления Международного Мемориала*. За много лет до возникновения «Мемориала»* он начал борьбу за историческую правду и за права человека – и был лишен за это свободы. Он продолжал борьбу до последнего дня – без него деятельность «Мемориала»* на протяжении всех этих лет была бы невозможна.

Ян Рачинский, мемориалец:

Еще год прошел - уже пять лет.
И в этом году особенно ощущается его отсутствие - и потому, что его способность находить новые идеи и пути, умение объединять людей нужны были бы, как никогда, и потому, что это он, конечно, должен был бы читать нобелевскую лекцию.
И работая в архиве - каждый раз думаю, как было бы важно обсудить новые находки с Арсением, и как несправедливо, что он этих материалов не увидел...
 
 

Александра Поливанова, мемориалец:

За последний год гораздо чаще чем за предыдущие четыре слышала «ах как не хватает Рогинского» или наоборот «как хорошо, что Рогинский не видит этого кошмара» или «как же жаль, что Рогинский не ‘дождался’…» или — «а вот Рогинский еще говорил или писал <и поэтому значит так до сих пор и есть>».
И вот с этим последним мне прямо совсем было трудно согласиться. то что говорил и писал Рогинский в 1989, 1992, 2007, 2012 или даже 2014 и 2016 — было правда и релевантно, а местами и мегарелевантно, в те годы, но очень часто уже не релевантно и не правда в страшном 2022. И очень хочется конечно вместе думать, искать выходы и ответы, искать новую правду про страшный, немыслимый и непостижимый 2022. И наверняка бы Рогинский соглашался бы и не соглашался, слушал бы, сердился бы, менялся бы, спорил с другими и с самим собой образца 2007-2008, и думал бы постоянно новое, а не старое. Дорогой Арсений Борисович, очень-очень не хватает проясняющих «разговоров о важном» с вами.
Но придется как-то справляться, куда деваться.
А в Москве сегодня снегопад, говорят, рекордный за 80 лет — выходит вы такого и не видели в Москве никогда.

Таша Дашевская, мемориалец:

Сегодня - 5 лет, как не стало Арсения Рогинского, перечитывала нашу переписку, нашла даже черновики этой вот статьи.
Рогинский говорит, как государство смахивает под ковер неудобные страницы прошлого и насаждает ощущение всегда великой и благородной страны, без ошибок и черных пятен. И кажется, победа государства не том, что оно убедило нас в своей версии истории, а в том, что мы решили, что любить и считать своим можно только белое.
"Мы хотим, чтобы сознание было сложным и идентичность была сложная, мучительная. Это в нормальной русской традиции, и никакая великая русская литература, если она правда была великой, не строилась на идее одного только великого и славного прошлого. Оно и великое, и постыдное. И постыдное в нем не меньше весит".
 
 
Надежда Пантюлина, мемориалец:
 
Пять лет без Арсения Рогинского. По ссылке в комментарии — запись, в которой он очень узнаваем интонацией-жестами, двойным «…ну я не знаю, не знаю…» внутри «задача была… стараться себя реализовать, стараться честно делать свое дело и делать только то, что нравится» в «заданном мире мы и они». Больше всего мне нравится место о карточках: «делали, потому что есть ощущение, что натура исчезает, что история исчезает», «следы гибнут», и выдержать это нестерпимо при любых перенесенных несправедливостях советской власти, и тогда он стал собирать документы и описывать каждый карточкой, — так был сложен архив самостоятельной ленинградской жизни. И как друг Арьев много лет хранил и вернул архив уже после лагеря. Еще документы репрессированных краеведов, религиозно-философских кружков, интервью соловчан 1920-х. И как он понял, что ничего не знает о лагере после тонн рукописей, когда сам попал в общеуголовный в Коми. И что жить с людьми непросто, но это был нормальный опыт человеческого общения с людьми, которые живут по всей стране, а не как в политическом разговаривают на Вы. И даже после присоединения к молодым правозащитникам, он сам считал, что «главное уметь писать карточки», «сохранить себя, быть собой».
 
 
Сергей Прудовский, мемориалец:
 
18 декабря 2017 года умер Арсений Рогинский.
Как же нам тебя не хватает, Арсений...
(на могиле в 2019 года)
 
 
 
 

*Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» ликвидирована по решению Верховного суда РФ. Ранее была объявлена в России «иностранным агентом».
Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Карта мемориалов жертвам политических репрессий в Прикамье
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Компас призывника
| «Нас, как собак, покидали в телегу…»
| Там были разные люди
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus