Шабловы: Один приговор на троих


27 октября волонтеры Центра исторической памяти возложили цветы к табличкам, установленным в рамках проекта «Последний адрес».

Всего  на данный момент в Перми установлено 35 табличек с именами расстрелянных в годы Большого террора. Акция приурочена к Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября. Мы вспоминаем и хотим, чтобы вы тоже вспомнили и не забывали о тех страшных событиях в истории нашей страны. 

Одним из пунктов на карте Последнего адреса был дом по улице Достоевского 1. Там установлено сразу три таблички. Кем были эти люди?

***

Есть семьи, которые объединяют не только родственные связи, но и страшные трагедии. Одной из таких семей стали Шабловы. На заборе дома по адресу Достоевского 1 расположены три таблички с тремя именами, одним приговором по одной статье. 

Время уносит с собой не только целые поколения, но и воспоминания. О многих страницах мы уже никогда не узнаем. О тех, кто в годы Большого террора был арестован и расстрелян, во многих семьях предпочитали не вспоминать. Поэтому сохранилось мало информации о том, кем они были и чем жили. 

Шабловы Викентий Иосифович и Виктория Эдуардовна с детьми Яниной и Иосифом

 

В семье Викентия Иосифовича и Виктории Эдуардовны Шабловых было трое детей. Сохранилось не так много фотографий в семейном архиве. Многое семья узнала только из архивно-следственных дел и из обрывочных воспоминаний родственников. 

Шабловы жили в доме по улице Разгуляйская 29, сейчас здесь берет свое начало улица Достоевского. Частный дом, построенный в 1949 году, где были установлены таблички с именами, находится между зданием бывшей тюрьмы НКВД № 1 и намного позже возведенным памятником жертвам политических репрессий, а между ними в логу спряталась небольшая речка Стикс. 

В доме всегда царила дружеская атмосфера, всегда было светло и уютно. А душой дома была Виктория Эдуардовна. Она родилась в семье литовского крестьянина-середняка. В архивно-следственном деле написано, что она была неграмотная. Еще в раннем детстве ее крестили в католическую веру. После переезда в Пермь она стала прихожанкой Пермского католического костела, который тогда возглавлял ксендз Франциск Будрис. Виктория Эдуардовна активно участвовала в жизни костела, помогала нуждающимся. Это все сыграло свою роль в ее судьбе.

Шаблов Антон Викентьевич, Польша, 1925

Сохранилась фотография Антона - старшего сына в семье Шабловых. На ней ему 18 лет. Он молод, красив и образован. Известно, что в то время он жил и работал в Польше. На обороте фотокарточки Антусь - как его называли в семье - оставил теплое послание для семьи на польском языке, на котором в семье свободно говорили. В письме он рассказывал о посевных работах и сетовал на плохую погоду. Видимо в то же время он учился в техническом училище. 

Письмо Антона родителям

Когда Антон приехал в Пермь неизвестно. 

В архивно-следственном деле есть упоминание, что он в 1933 году поступил на службу на Забайкальскую железную дорогу. Два года он прослужил сначала рядовым красноармейцем, а потом техником-строителем. 

После окончания службы он поступил на работу в Проектно-планировочное управление горкомхоза на должность техника-строителя. Он мог бы сделать отличную карьеру, если бы не был арестован и расстрелян. Тогда ему было 29 лет…

Осенью 1937 года более 40 прихожан католического костела, который посещали Шабловы, были арестованы по делу о польском подполье. Это лишь часть сотен сфабрикованных дел по всей стране. 

В тот же день вместе с Антоном была арестована и его мать - Виктория Эдуардовна - на тот момент уже пенсионерка. 

Антон был обвинен в том, что “являлся участником польской националистической шпионско-диверсионной организации, в которую был завербован в 1930 году ее руководителем Будрис”, а также “по заданию Будрис занимался сбором шпионских сведений по оборонному заводу № 19”. 

Обвинительное заключение Антона Шаблова

Он не признал своей вины. А все обвинение строилось на признательных показаниях Виктории Эдуардовны, которая будучи неграмотной оставила под ответами чернильный отпечаток своего пальца. Но сейчас остается только гадать, понимала ли она, что делает и ее ли вообще этот отпечаток. 

12 октября 1937 года Виктория Эдуардовна и ее сын Антон были осуждены органами НКВД и Прокуратурой СССР и приговорены к высшей мере наказания - расстрелу…

***

По соседству с Викторией Эдуардовной и Викентием Иосифовичем жила семья их свояченицы Пелагеи Терентьевны. После смерти мужа - Иосифа, родного брата Викентия Иосифовича - она вместе с сыном Робертом переехала в Пермь из Витебской губернии. При проезде через границу ее задержали пограничники и почти сразу отпустили, но именно этот пункт в биографии станет роковым для нее. 

Пелагея Терентьевна была арестована спустя два с половиной месяца после ареста родственников все по тому же польскому делу. В следственном деле за 20 декабря лежит два протокола допроса. Во время утреннего допроса она отрицает свою вину, а уже на вечернем допросе полностью признает себя виновной по всем пунктам обвинения. События, произошедшие между этими допросами остались за закрытыми дверями тюрьмы.  

15 января 1938 года органами НКВД и Прокуратуры СССР Пелагея Терентьевна была признана виновной и приговорена к расстрелу. 

***

Как и большинство приговоренных к высшей мере наказания, Викторию Эдуардовну, Антона Викентьевича и Пелагею Терентьевну несколькими месяцами позже отправили по этапу в Свердловск (Екатеринбург). В исполнение приговор приводили на испытательном полигоне за городом, сейчас это 12 километр Московского шоссе. 23 октября 1937 года были расстреляны Виктория Эдуардовна и ее сын Антон, 7 февраля 1938 года - расстреляна Пелагея Терентьевна.

На месте случайно обнаруженного захоронения почти 21 тысячи человек, из них в настоящее время известно о более 8 тысячах жителей Пермского края, в октябре 1996 года был открыт мемориальный комплекс “12 километр”. На гранитных плитах там высечены имена невинных жертв террора. Среди имен можно найти имена всех Шабловых: Виктории Эдуардовны, Антона Викентьевича и Пелагеи Терентьевны. 

 Список имен со стелы в Мемориальном комплексе 12км (Екатеринбург)

В 1957 году все осужденные органами НКВД по делу о польском подполье были реабилитированы военной коллегией Верховного Суда СССР. 

Пелагея Терентьевна Шаблова была реабилитирована в 1989 году Прокуратурой Пермской области.

Таблички с именами Шабловой Виктории Эдуардовны и Антона Викентьевича были установлены на заборе дома, расположенного рядом с местом, где когда-то стояли дома Шабловых, 18 июня 2016 года. 2 июля 2018 года рядом с ними появилась табличка с именем Шабловой Пелагеи Терентьевны.

Правнучка Виктории Эдуардовны Е.Тихонова вспоминает: 

“Дочь Виктории Эдуардовны, моя бабушка, до своей смерти так и не узнала действительной участи, постигшей ее маму. Потеряв навсегда родного человека в день ее ареста,  более 20 лет она не могла получить никаких сведений. Только в 1957 году, после смерти Сталина, появилась возможность подать запрос о судьбе родных после ареста.

Но даже и тогда, из полученного официального документа бабушка узнала не правду, а специально выдуманную чекистами историю о том, что ее близкие –мама и брат были не расстреляны после 3-х недель ареста, а умерли в лагере после многих лет нахождения там”. 

В письме Янины Викентьевны с просьбой дать ответ о судьбу матери и брата, получила ответ, что Виктория Эдуардовны умерла в 1940 году от паралича сердца, а Антон Викентьевич - в 1946 году от заворота кишок.  По решению суда они были отправлены в лагерь без права переписки…

 

***

Для справки

Шаблова Виктория Эдуардовна родилась в Литве в 1883 году. По национальности литовка. Образования не имела. Была домохозяйкой. Арестована 25 сентября 1937 года (по адресу Пермь, ул.Разгуляйская 29, 1). Осуждена по ст.58-6-11 (шпионаж, контрреволюционная и антисоветская деятельность). Приговорена к высшей мере наказания. Расстреляна 23 октября 1937 года. Реабилитирована в 1957 году. 

Шаблов Антон Викентьевич родился в 1908 году в Москве. По национальности литовец. Получил среднее-специальное техническое образование техник-конструктор. В последние годы жизни работал по специальности в Проектно-планировочном управлении горкомхоза. Арестован 25 сентября 1937 года (по адресу Пермь, ул.Разгуляйская 29, 1). 12 октября осужден по ст.58-6-11 (шпионаж, контрреволюционная и антисоветская деятельность). Приговорен к высшей мере наказания. 23 октября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1957 году. 

Шаблова Пелагея Терентьевна родилась в 1889 году в Санкт-Петербурге. По национальности русская. Имела образование 3 класса. Работала портнихой в магазине промтоваров № 59. Арестована 16 декабря 1937 года (по адресу Пермь, ул.Разгуляйская 32, 1). Осуждена 15 января 1938 года по ст.58-6-11 (шпионаж, контрреволюционная и антисоветская деятельность). Приговорена к высшей мере наказания. Расстреляна 7 февраля 1938 года. Реабилитирована в 1989 году.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Компас призывника
| Руки назад!
| «Смерть Сталина спасет Россию»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus