Моя любимая Роза


Как армянская няня воспитала тысячу прикамских детей

Тётю Розу знает, наверное, половина Краснокамска. Её стаж работы в местном детском саду – 27 лет. За это время она поставила на ноги своих четверых детей и воспитала почти тысячу детсадовцев. Какими судьбами жительницу Еревана забросило в маленький город на Каме?

 

Дорогой подарок

На улице она то и дело слышит: «Здравствуйте, тётя Роза!» Говорит, что иногда даже неудобно перед мужем. Ведь сегодня её «горшочники» давно не малыши. У них уже родились свои дети, которых они тоже водили в группу к тёте Розе. Вот и получается, что здороваются с ней целые поколения краснокамцев.

Муж Володя в таких случаях говорит: «Начальник ты мой!»

А сам смеётся. Чего скрывать: приятно, что даже на пенсии не забывают.

В детский сад Роза устроилась работать уборщицей, потому что по-русски почти не говорила. А как выучила русский, пригласили тётю Розу в группе работать.

«Муж шутил: «Ну, Роза, теперь все бандиты – твои!» А у меня не было бандитов, все хорошие. Я со всеми общий язык находила. Золовка удивлялась поначалу: «Я всю жизнь живу в Краснокамске, а столько знакомых нет. Ты недавно приехала, уже всех знаешь». А как не знать? Каждый год ясельная группа меняется. Каждый год нужно с родителями знакомиться, разговаривать».

Среди важных документов и толстых фотоальбомов хранит тётя Роза дорогой подарок: самодельную картину из засушенных лепестков на листе А4. На оборотной стороне трогательная надпись.

Хрупкий подарок тётя Роза оклеила скотчем. «Храню, чтобы листья не осыпались. Я же и правда им слёзы вытирала, и горшки убирала: малышей раньше с полутора лет в ясли водили», –улыбается тётя Роза.

За время работы в детском саду №44 армянская няня, а потом младший воспитатель Роза Чубанова воспитала почти тысячу краснокамских детей.

«Меня часто родители часто спрашивают: «Тетя Роза, когда снова будете работать?» Нет, не буду, говорю. Уже всё. Устала. Да и своим внукам нужно помогать. У меня же их шестеро. Два парня и четыре девочки», –признаётся Роза.

 

Горе в горах

В Краснокамск тётя Роза переехала из-за мужа Володи. Семья мужа –крымские армяне. В Молотовскую область (сейчас Пермский край) их депортировали во время Великой Отечественной войны. А встретились они в Ереване, куда Володя приехал в начале семидесятых погостить к одной из сестёр после армии. Сестра его и познакомила с Розой. Они обручились, потом поженились.

Родили трёх дочек и сына. А в 1988-м году на Армению обрушилась страшная беда. Землетрясение стёрло с лица земли Спитак и почти полностью разрушило ещё множество населённых пунктов, среди которых был город Ленинакан (теперь Гюмри). Там родился отец Розы, Карапет Меликян, и жила их многочисленная родня.

«Мы тогда похоронили сразу 17 родственников. Даже гробы не успевали делать, хоронили в ящиках», – вспоминает те события Роза Чубанова.

Её муж Володя тогда добровольцем уехал в Степанакерт, тоже разрушенный землетрясением.

«Они там садик разбирали. Поднимают плиты – а за столом дети лежат. Одного ребёнка он тогда всё-таки спас. В ящиках нашёл. То ли спрятался там, то ли играть залез. Рыженький такой мальчонка. Очень напуган был. Быстрее друг другу его передали со словами: «Водички не давайте, смочите губы – и сразу в больницу», – вспоминает Роза.

После землетрясения и решили уехать в Краснокамск. Отец Розы очень переживал, что она покидает Армению.

«Что ты там будешь делать одна? Без родственников? Даже языка толком не знаешь? Как будешь жить?» – сокрушался он.

На Урале, конечно, и солнца меньше, и снега больше. Но дольше всех она скучала по своим ереванским соседям.

«Как кофе варят, кричат: «Роза, иди кофе пить!» А я с работы только. «Подождите, дайте хоть переодеться». Сидят во дворе на площадке, ждут, когда Роза придёт к ним кофе пить. Мы и хоронили всем двором, и за детьми друг у дружки присматривали. Я на седьмом этаже жила, а у соседки с пятого ребёнок остался дома один. И дверь захлопнулась. А газ включён. Я по балконам спускалась в квартиру, чтобы беды не случилось. А здесь мы живём и не знаем, что в соседях происходит. Ни хорошего, ни плохого. Каждый закрылся на замок и сидит взаперти», – переживает тётя Роза.

 

Где вода лучше?

Нет, она не жалуется. Давно могла бы уехать. И не куда-нибудь, а в Германию. У тёти Розы мама по национальности немка, из Ростова. Семью «раскулачили» за то, что лошадь держали да мельницу. Сослали в Узбекистан, где мама Надежда познакомилась с отцом Розы. Тоже из «раскулаченных». Вернулись в Армению, где жили до смерти отца. А потом мама уехала в Германию. И Розу звала, но та отказалась.

«Я уже привыкла здесь, приросла. Пусть там хорошо, но мне не подходит. Ни климат, ни вода. Аллергия у меня на германскую воду. А на краснокамскую – нет», – хитро щурит тётя Роза светлые глаза, доставшиеся от мамы. Всё остальное от отца. Особенно армянское хлебосольство.

«Придут ко мне дети – пока не накормлю, душа у меня не успокоится. Я даже на кофе приглашу, а сама стол полный стол накрою. У меня такой закон: сначала еда, потом уже кофе. Я одно знаю: если дети сыты, то и мне хорошо», – признаётся тётя Роза. СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

Её Армения всегда с ней. Это армянская кухня. Маринованный горький перец, шашлыки из баклажанов, фасоль в томатном соке, манты, голубцы с виноградным листом, который тёте Розе специально высылают из Армении.

«Зимой открываешь посылочку с виноградными листьями, режешь их, в тёплой воде замачиваешь – и можно заворачивать фарш. А потом мацун с чесноком смешаешь для соуса. Мацун –это вроде кефира. Кефир в марлю выльешь, вода уйдёт, а мацун останется», – поясняет тётя Роза.

И это далеко не всё, что она готовит на своей маленькой кухне. Конечно, пермский климат – это не солнечная Армения, но овощи все у неё со своего огорода. А мясо везде одинаковое. Из говядины и свиных ножек получается вкуснейший хаш. Из курицы – ароматный чахохбили. А ещё тётя Роза бесподобно солит свиные ножки.

«Почистить их надо, поварить минут пятнадцать, а потом опустить в солёный рассол. Получается отличная закуска на стол», – говорит тётя Роза.

Самый вкусный в Краснокамске кофе тоже варит тётя Роза. В Армении вообще кофе считается национальным напитком. Не зря ходят легенды, что первые кофейни в Европе открыли именно армянские купцы. В каждой армянской семье – свои секреты приготовления. У тёти Розы он самый простой – её кофе сварен с любовью.

 

Марина Шнайдер

«АиФ-Прикамье», perm.aif.ru

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
Мартиролог репрессированных
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
| Не кричи, не плачь…
| Мечтали о буханке хлеба…
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus