Исторический раздел:

«Карта ГУЛАГа в Прикамье» вновь пополнилась спецкомендатурами


Речь идёт об очередном обновлении электронного ресурса краевого Общества «Мемориал», посвящённого публикации сведений о всех учреждениях пенитенциарной системы сталинского периода на территории современного Пермского края http://pmem.ru/karta

Информация о таких объектах берётся из ранее секретных документов НКВД – дислокаций, отчётов, докладов, в которых отражался ежегодный учёт поступающего и работающего в регионе «спецконтигента» (понятное дело, что он включал в себя не только жертв политического террора, а всех репрессированных в целом). Сегодня многие эти документы рассекречены, хранятся в государственных архивах и доступны исследователям.

На электронной Карте отмечаются разные виды учреждений – спецпоселения, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии, лагерные зоны и т.д. Каждое из них не просто обозначается пиктограммой на карте местности, но ещё и сопровождается справкой на основе найденных архивных источников. Подобная исследовательская работа не скорая, требует большой тщательности и скрупулёзности, поэтому и ведётся уже несколько лет. И поскольку в архивах находятся всё новые и новые учётные документы, конца ей пока не видно. Тем не менее, уже опубликованные сведения поражают своими масштабами.

В настоящий момент на карте региона отображены сведения о 1750 учреждениях, причём большая часть из них связана с спецвысылкой. Вот и нынешнее пополнение в 50 новых справок – это так называемые «поселковые комендатуры». О том, что они представляли собой, мы уже описывали в своей апрельской публикации «Спецкомендатуры... для и против своих».

В сталинский период такие комендатуры осуществляли учёт и надзор за людьми, репрессированных в административном порядке, так называемыми спецпереселенцами. Это самая многочисленная группа, подвергшаяся политическим репрессиям за весь советский период, включающая в себя десятки и сотни тысяч представителей «раскулаченного» крестьянства, депортированных народов и других категорий, высланных в разные годы и по разному поводу. Все они были насильственно перевезены в прикамский регион в 1930 – 1940-е годы, вынуждены здесь жить и трудиться. Сами комендатуры, внешне ничем не примечательные и состоявшие часто из одного сотрудника – собственно, самого коменданта, между тем являлись низовым и важнейшим звеном сталинской пенитенциарной системы, осуществлявшей жёсткий и пристальный контроль за всеми неугодными и потенциально опасными для советской власти гражданами.

Новые справки о 50 комендатурах основаны на учётных документах НКВД военного периода (1941 – 1944 гг.). Все эти комендатуры располагались в северных районах края – это Ныробский, Чердынский, Красновишерский, Соликамский, Ворошиловский, Александровский районы и Коми-Пермяцкий округ. Судя по тому, что основной и чаще упоминаемой категорией спецконтингента этих комендатур названы «трудпоселенцы», то большинство из них, вероятнее всего, появились ещё в 1931 году, когда в Прикамье пришла основная ссылка «раскулаченных» крестьян.

Упоминаются и две другие категории – это «осадники» и «беженцы». К ним относились семьи поляков, насильственно депортированных в 1940 году из территорий Западной Украины и Западной Белоруссии (подробнее об этих репрессиях здесь). Первых выселили из сельской местности. Само название категории происходит от польского слова «осада» – так назывался большой земельный надел, который выделялся польским государством своим гражданам за службу в армии и участие в советско-польской войне 1920 года. Факт владения «осадой» становился в 1940 году главным поводом для выселения. В Молотовской области «осадники» были закреплены за поселковыми комендатурами «Песчанская» (Красновишерский район), «Сосновская» (Косинский район), «Ветлянская» (Верхне-Городковский район), «Янчерская» (Кочевский район), «Дедовская» (Гайнский район) и «Чернушинская» (Добрянский район).

В категорию «беженцы» на языке НКВД входили тоже поляки, ранее бежавшие из оккупированных немцами польских территорий в СССР, а затем попавшие под спецвысылку. Большая часть таких переселенцев была из городов (интеллигенция, ремесленники, студенты). В Молотовской области «беженцы» были закреплены за поселковыми комендатурами «Горкинская» (Чермозский район) и «Тепловская» (Красновишерский район).

Работа над созданием «Карты террора и ГУЛАГа в Прикамье» продолжается, тем более, что она становится поводом для других публикаций. Напомним, что 16 октября мемориальцы провели презентацию новой передвижной выставки «Выкорчеванные», посвящённой теме «раскулачивания» и спецссылки в нашем регионе.

Авторы:

Роберт Латыпов, председатель Пермского краевого отделения общества «Мемориал»,

Александр Чернышов, член Правления и научный сотрудник Пермского краевого отделения общества «Мемориал», (342) 281-95-59

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Мартиролог репрессированных
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
Карта террора и ГУЛАГа в Прикамье
| Мечтали о буханке хлеба…
| «Это действительно трагедия страны»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus