Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век». 2020-2021 гг.


Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.

Темы конкурса:

Цена победы История семьи Человек и власть Человек и малая родина Человек и общество

Цена победы

В рамках этой темы участники конкурса могут посвятить свои исследования судьбам обычных людей на войне и в тылу. Исследование может быть основано на проведенных интервью, документах из семейных и государственных архивов, музейных коллекций и т. д.

История семьи

В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память; воссоздать историю повседневности прошлых лет, детали жизни и быта. Важно раскрыть характерные судьбы обыкновенных людей, в том числе своих родных и близких. Именно через отдельные биографии, через свидетельства близких людей нынешним школьникам легче понять и представить себе прошлое своей страны.

Человек и власть

Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Человек и малая родина

Авторам работ по этой теме предлагается проследить историю района, улицы, здания, местной церкви, памятника или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования может стать значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Главное условие – выбранный вами объект исследования должен быть связан с конкретными человеческими судьбами.

Человек и общество

Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? С чем это связано? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху? XX век – эпоха миграций, и многие школьники увидят относительность понятия «чужой», осознав, что и они сами (или их друзья и соседи) – потомки «чужих».

 

Участниками конкурса могут стать учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.

Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. качестве наставников Руководителями могут быть учителя, родители и даже профессиональные историки. Коллективные работы должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника. В Москву приглашаются авторские коллективы не более 3 человек.

Номинации конкурса

– исследовательская работа

– мини-исследование

– фотоконкурс

– видеоконкурс

Исследовательская работа свыше 20 тыс. знаков (с пробелами). Оценивая работу, жюри учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.

Мини-исследование менее 20 тыс. знаков (с пробелами). Небольшая работа по одной из тем конкурса. Она может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы). Критерии оценки – те же, что и для исследовательской работы.

Фотоконкурс участнику этой номинации необходимо выбрать в окружающей его среде в городе, поселке, деревне и т. д. – интересный объект, который имеет отношение к теме конкурса, найти его исторические изображения (открытки, архивные фото, иллюстрации в книгах или журналах) и сделать 5–7 сегодняшних фотографий этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд должен быть дополнен небольшим авторским комментарием-эссе, так чтобы текст и фото составили вместе небольшой рассказ, отражающий историю выбранного объекта, изменения, происходившие с ним в течение времени, отношение к нему городских жителей – историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора. Текст сопроводительного комментария-эссе не должен превышать 10 тыс. знаков (с пробелами).

Видеоконкурс – в этой номинации к участию принимаются созданные самостоятельно или группой авторов: видеофильм, представляющий собой законченное историческое исследование; видеоматериал, послуживший источником для письменной работы (интервью, съемка места событий); видеосюжет о событии, человеке, объекте, историческом месте и т. п., иллюстрирующий письменную работу; собранный и смонтированный видеосюжет по теме письменной работы, основанный на материалах из разных источников, архивов, фильмов, интернета; видеопрезентация письменной работы. В титрах каждого видеоматериала должны быть указаны: автор работы или автор сценария; оператор (кто снимал); герои и персонажи (кто на экране); консультанты (кто помогал: учителя, координаторы, родственники, сотрудники местных телеканалов и др.); источники (архивы, фильмы, использованная музыка и др.); школа, город, год съемок и создания видеоматериала.

Требования к оформлению работ

Работы принимаются в электронном виде (весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников ? в одном файле).

На титульном листе обязательно должны быть указаны:

– фамилия, имя и отчество автора/авторов,

– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,

– номер школы/учебного заведения, класс,

– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,

– фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты.

В разделе Библиография и источники обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.

 

Подведение итогов

Результаты конкурса будут подведены в апреле 2021 года. Все участники будут приглашены на награждение в Пермь в апреле-мае 2021 года. Авторы 43 лучших работ и 3 лучших учителя, отмеченные жюри, будут приглашены в Москву в апреле 2021 года на церемонию награждения для вручения дипломов и ценных призов.  Проезд и пребывание в Москве лауреатов и 3 лучших учителей оплачивает Оргкомитет конкурса. 3 победителя получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов, организованных европейской сетью «Eustory» https://eustory.eu/home. Лауреаты конкурса, поступившие в высшие учебные заведения на гуманитарные факультеты, смогут принять участие в стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова. Руководители, активно участвовавшие в конкурсе, будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

 

 

Свидетельства и грамоты

– все авторы присланных работ получат свидетельство участника;

– авторы работ, которые выйдут во 2-й тур конкурса, – поощрительную грамоту;

? авторы 200 лучших работ конкурса – грамоту;

– финалисты конкурса, авторы 100 лучших работ, – приз и диплом;

? авторы 43 лучших работ ? ценный приз, диплом и приглашение в Москву на церемонию награждения;

? все научные руководители получат сертификат;

– научные руководители лучших работ – грамоту за историко-просветительскую работу с молодежью.

 

Срок приема работ – до 15 января 2021 г.

Участники конкурса самостоятельно загружают свои работы в Личном кабинете на сайте www.urokiistorii.ru/konkurs

Со всеми вопросами обращайтесь по адресу: konkurs@memo.ru

Не следует указывать в Личном кабинете адрес электронной почты учителя, иначе в своем личном кабинете учитель уже не сможет указать собственный адрес электронной почты. Система напишет, что запись с таким адресом уже существует, что лишает учителя полноценного Личного кабинета. Ученики заканчивают школу, а учителя продолжают работать, участвовать в конкурсе.

 

Руководство по оформлению исследовательской работы

 

Сайт «Уроки истории»

На сайте www.urokiistorii.ru/konkurs размещены работы участников конкурса, опубликованы методические материалы по подготовке и оформлению исследовательских работ.

На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах по истории, аннотации учебников и научных публикаций, рецензии на книги, фильмы и выставки, затрагивающие историческую тематику.

Локальные анонсы встреч, лекций, семинаров, методические рекомендации, исследовательские и методические работы пермских исследователей по истории 20 века публикуются в группе ВКонтакте: https://vk.com/chelovekvistorii

Поделиться:

Также рекомендуем почитать:
| «Выкорчеванные». Роберт Латыпов рассказал про новую выставку Пермского «Мемориала»
| Суды над «Мемориалами». Подана жалоба в ЕСПЧ
| «Выкорчеванные»: о дальнейшей работе выставки
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
Без вины виноватые
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
| Боялись, ждали, что сейчас придут
| Мудрец
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus