Выставки

Право переписки



  • Револьт-центр. Сыктывкар, ул. Первомайская, 149

  • 07.10 — 16.11.2022

В 2022 году Мемориал при поддержке «Револьт-центра» представляет публике передвижную версию выставки «Право переписки». Перед авторами не стояло задачи повторить концепцию изначальной выставки. Главной целью было актуализировать документы для подростков, используя новые музейные подходы.
Спустя долгие годы после первого показа экспозиция обрела новые смыслы. Строки из писем стали болезненно напоминать не столь отдаленные реалии. Разговор о ГУЛАГе и память о его жертвах стали критически важными для российского общества. Мы надеемся, что эти клочки бумаги, пересекшие тысячи километров и пережившие без малого век, помогут нам осмыслить прошлое и настоящее и сделать шаг из безвременья в будущее.
Кураторка выставки: Эвелина Руденко
Научная редактура: Алена Козлова, Ирина Островская, Ирина Щербакова
Авторы текстов: Сергей Бондаренко (раздел «Ликбез»), Эвелина Руденко
Исследовательницы-ассистентки: Варвара Андреева, Ольга Родина 
подробнее о показе читайте на сайте Револьт-центра.

 

ПРАВО ПЕРЕПИСКИ
Виртуальный тур

На  выставке представлены записки и письма политических заключенных советских лагерей 20–80-х годов из собрания архива Международного Мемориала.  Эти материалы  дают документальное представление о режиме переписки, малоизвестной стороне репрессивной системы ГУЛАГа, регламентирующей  общение заключенных с «волей». Официальные архивы ГУЛАГа,  распоряжения и отчеты лагерного начальства не дают понимания, как работал «почтовый» сегмент лагерной системы.  За десятки лет существования  ГУЛАГа менялись распоряжения и правила, они зависели от времени и от типа лагеря, в котором находился заключенный, и от конкретного лагерного начальства. Потому очень многое, едва ли не главное, можно понять только из самих писем.

В разные периоды и в разных лагерях режим был разным – более мягким в первые годы советской власти, особенно жестким во время войны, но всегда он был методом насилия, препятствуя общению заключенных с внешним миром. Это насилие выражалось не только в ограничении количества отправляемых и получаемых писем, но и в создании условий, делающих переписку почти невозможной.

Не имея ни карандашей, ни бумаги, ни конвертов,  заключенные вынуждены были писать на  волю на папиросных коробках, обрывках газет, вышивать рыбьей костью на лоскутах ткани, выцарапывать слова на бересте, прятать крошечные записки родным в складках и пуговицах одежды и т.п. Особые послания  - весточки, выброшенные заключенными из этапных вагонов в надежде, что кто-то подберет, но не передаст «органам», а  перешлет письмо домой.
Представленные документы отвечают на вопросы, которые до сих пор не получили полного освещения в лагерной литературе:
• Как удавалось арестованным сообщать родственникам о себе из следственных тюрем?
• Каковы были правила переписки, с кем и как часто разрешалось переписываться?
• Что посылали  в посылках  родные и близкие заключенных, и что они просили прислать?
• О чем нельзя было писать на волю и с воли?
    Последний вопрос касается лагерной цензуры, проверявшей поступающие в лагерь и отправляемые из лагеря письма, и о том, как заключенные искали способы обойти цензуру.

На протяжении всей истории ГУЛАГа запрет на переписку был у администрации лагерей излюбленным средством наказания заключенных.

Особенность послесталинского периода в том, что письма перестают быть только частным делом. Письма из лагеря предназначались не только близким, но и широкому кругу друзей. Многие стали писать в лагерь незнакомым политзаключенным, чтобы их поддержать. В своих письмах и заявлениях политзаключенные открывали Западу лагерный мир, и сама проблема лагерной переписки стала общественно значимой темой. 
Письма с воли были для заключенных единственной ниточкой, связывающей узников с другой, не лагерной жизнью, главным свидетельством, что их ждут, что им есть куда возвращаться.  А вернувшиеся из лагерей приносили эти письма с собой как самую большую ценность. Страх перед новым арестом заставлял людей уничтожать эти письма. Но многие, несмотря ни на что, прятали их и сумели сохранить.

Сегодня они стали экспонатами выставки.

На выставке представлены экспонаты из архивной и музейной коллекций Международного Мемориала.

Кураторы: Алена Козлова, Ирина Островская, Светлана Фадеева
Экспозиция: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина
Над выставкой работали: Валентин Гринчук, Николай Жемчужин, Алексей Макаров, Мария Новоселова, Петр Пастернак, Марина Родионова, Владимир Салмин, Илья Саратовский, Татьяна Хромова, Александр Шилов.

Идет загрузка