Дорога смерти. Что осталось от сталинской Трансполярной магистрали


Автор: Амос Чаппл

Источник

07.10.2018

В безлюдной российской арктической зоне уходят в топь земли остатки одного из самых трагических проектов сталинского ГУЛАГа.

Развалившийся железнодорожный мост в сибирской глуши.

Камера-карцер, куда помещали «провинившихся» заключенных.

Сторожевая лагерная вышка в осеннем лесу.

 

Это некоторые из остатков невоплощенного сталинского плана – создать «Трансполярную магистраль».

 

C 1947-го по 1953 год десятки тысяч заключенных, многие из них политические – получившие срок за «антисоветские действия», были брошены на север СССР прокладывать железную дорогу в одном из самых трудных мест на Земле.

 

Железная дорога должна была соединить арктические воды СССР с западной железнодорожной сетью. Многие документы ГУЛАГа до сих пор остаются секретными. Неизвестны и истинные мотивы создания этой железной дороги. Возможно, Сталин, напуганный появлением нацистских подводных лодок в Арктике во время Второй мировой войны, хотел проложить железную дорогу к будущему порту. А может быть, просто хотел соединить северные никелевые шахты с заводами в западной части СССР.

 

Но через несколько дней после смерти Сталина проект был закрыт. В стране начался период оттепели.

 

С тех пор лагерь сталинского ГУЛАГа заброшен. С каждым годом остатки строений все глубже уходят в землю под тяжестью снега и летнего солнца, превращающего почву в болота.

 

Добраться до лагеря не в зимние месяцы сегодня сложно: большинство оставшихся строений находится в местах, куда бы не прошел и танк.

 

Только специализированные транспортные средства, как этот вездеход ТРЭКОЛ с бескамерными шинами со сверхнизким давлением, на котором мы ехали, способны преодолевать болотистую местность, где строилась железная дорога.

 

Охотник, который знает каждую тропинку между Салехардом и Надымом, показал мне остатки нескольких лагерей

 

Колючая проволока натянута по периметру лагеря.

 

Внутри – остатки нар, на которых когда-то спали заключенные. На окнах решетки.

 

Лагерная миска. Те, кому удалось выжить в этом лагере, вспоминают, что рацион еды состоял из 900 г хлеба в день, проса и супа-бурды.

 

Рыболовная сеть в развалившемся бараке.

 

ШИЗО – штрафной изолятор – с обшитой металлом дверью. Александр Сновский, выживший на стройке «дороги смерти», вспоминает, что провинившиеся получали по 200 г хлеба в день и кружку горячей воды.

 

Наряду с политическими заключенными в лагере находились и уголовники. Очевидцы вспоминают, что они издевались над политическими.

 

Еще один выживший, Василий Басовский, вспоминает, что бежать оттуда было невозможно: «Бежать-то некуда! Комар, мошка и заградпосты. Куда бежать?!… За побег, было, жестоко наказывали: поймают, разденут и голого привяжут, пока гнус до смерти не заест. Выдерживали только часа два-три».

  

Самое сложное было пережить зиму. Температура зимой здесь часто падает до минус 40ºС

 

Женщины и мужчины в лагере жили в отдельных бараках. Сновский рассказывает, что мужчины иногда тайком бросали письма в женское отделение. Но была и более специфическая «контрабанда».

 

«Мы кидали из мужской части лагеря в женскую бутылочки с «жидкостью», с помощью которой женщины надеялись забеременеть и освободиться от рабского труда».

 

Рядом с лагерем – один из сотен деревянных мостов, построенных над трясиной.

 

Рельса, отлитая незадолго до того, как к власти в 1917 году пришли большевики.

 

Большинство инженеров на стройке были вольнонаемными. Но тяжелый труд выполняли только заключенные.

 

Некоторые из строений сохранились, как, например, этот деревянный дом, в котором, вероятно, жила охрана лагеря, благодаря тому, что их поддерживают и используют охотники.

 

Внутри печка-мазанка с чугунной печкой-плитой на угле и звездой сталинских времен. В осенние вечера она неплохо отапливает дом.

 

Но большая часть железной дороги, как и этот указатель, превращается в руины.

 

Банка из-под тушенки. Местный житель, увидев эту фотографию, немедленно предложил выложить банку на eBay.

 

В самом большом музее в расположенном неподалеку Салехарде корреспонденту Радио Свобода сказали, что постоянной экспозиции, посвященной «дороге смерти», в музее нет. Однако сотрудники музея показали некоторые принадлежавшие заключенным предметы, которые хранятся в запасниках. Эта сшитая из клочков ткани маска спасала зимой от обморожения.

 

Но в Салехарде стоит памятник погибшим на строительстве «дороги смерти». Подсчитать, сколько человек погибли с 1947 по 1953 годы на стройке, теперь уже практически невозможно. Жившая неподалеку от лагеря Мария Еремеева пишет: «Больница, где лечили заключенных, а также клуб были огорожены колючей проволокой. Рядом находилось озеро. Вот здесь и находилось кладбище для заключенных. Оно тянулось чуть ли не до самой тайги. На могилы им кресты не ставили, только небольшие колышки с лагерными номерами».

 

Для выжившего в лагере Александра Сновского (сейчас он с женой живет рядом с Санкт-Петербургом) самая большая трагедия состоит в том дорога так никогда ни к чему и не привела: «Десятки тысяч загубленных жизней зазря. Для меня самое грустное то, что все это было впустую».

 
Источник: Радио Свобода
Поделиться:

Также рекомендуем почитать:
| "Дай списать, фашистка"
| Мемориальские хроники. 29 выпуск.
| Резолюции 10-й отчетно-перевыборной Конференции общества Мемориал
ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
Воспоминания узников ГУЛАГа
Информация по спецпоселениям ГУЛАГа в г. Чусовом и Чусовском районе Пермского края, существовавших
в 1930-1950-е годы

| Добрых людей больше
| За нами никакого греха не было
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus