Автор: Екатерина Макарова
13.08.2018
На Егошихинском кладбище открылась выставка арт-объектов. Её создали волонтёры из России, Польши, Германии и Великобритании в рамках благотворительного проекта Fix the memory. Молодые люди попытались осмыслить человеческие трагедии в период террора, рассказали личные «живые» истории, чтобы сохранить память о жертвах репрессий в советский период.
В экспозиции шесть работ, установленных у памятника жертвам политических репрессий. Они созданы по мотивам рассказов родственников тех, по кому прошёлся репрессивный каток. Арт-объект «Отсутствие» рассказывает историю, от которой щемит в душе. Объект представляет собой стол со стульями. На столе лежат чистые тарелки, свежие ромашки, старый советский фотоаппарат и потёртая чёрно-белая фотография в простой деревянной рамке. На снимке запечатлена большая семья Александра Галактионовича Копыцева. Молодой человек и увлеченный фотограф, он сделал эту фотографию около 80 лет назад. Спустя несколько лет его обвинили в шпионаже в пользу Японии, выслали в Свердловск и расстреляли там же в январе 1938 года. Волонтёры навестили его внучку Елену Сергеевну, которая и рассказала эту историю.
Фото: Иван Ермаков
— Инсталляция воссоздает обстоятельства создания фотографии, снятой Александром Галактионовичем много лет назад, — рассказали авторы инсталляции Хелена Кернан, Давид Хаазе и Иван Ермаков. — На изображении его нет, но от этого он не перестает быть частью этой истории — этот парадокс и отражен в нашем арт-объекте. Мы попробовали представить себя частью этой семьи, которая собралась много лет спустя за столом, вспоминая исчезнувшего родственника. Ужин накрыт для всех, кроме репрессированного. Его стул задвинут и на спинке висит фотоаппарат. Объект приглашает вас занять место одного из членов семьи и присоединиться к беседе, восстанавливая, тем самым, их историю. Коммуникации и открытый диалог в поле тем, связанных с преступлениями государства против человека сегодня особенно важны, так как отношение к репрессированным остается по-прежнему несправедливым, они подвергаются угнетению, а их личные и семейные истории замалчиваются. Мы надеемся, что этот проект станет достойным памяти и личности Александра Галактионовича Копыцева и его семьи, вынесших столь многое.
Волонтёрский проект Fix the memory организован Пермским «Мемориалом» и немецкой благотворительной организацией «Акция искупления — служба делу мира». Две недели участники проекта изучали практики современного искусства, посещали лекции и практические занятия по созданию паблик-арта. Одним из наставников волонтёров был пермский художник Алексей Щигалев.
Организаторы проекта называют арт-объекты, установленные рядом с памятником, не только данью памяти и уважения тысячам пермяков, пострадавших в годы репрессий, но и символом единения молодых людей из разных стран, продвигающих ценности гуманизма.
Фото: Екатерина Макарова
«Мне всегда нравится быть на этом месте, несмотря на то, что здесь кладбище, и это место посвящено жертвам террора, — сказал на открытии экспозиции председатель общества „Мемориал“ Роберт Латыпов. — Это место всегда напоминает мне о том, что в этой стране есть не только жертвы репрессий, но и граждане. Очень важно понимать, что есть граждане, которые разделяют важные ценности. Это не пустые слова — Памятник жертвам политических репрессий построен на пожертвования пермяков».
В 1992 году Пермский «Мемориал» начал сбор пожертвований, чтобы установить памятник. Но деньги сгорели из-за экономического кризиса. Спустя два года сбор возобновили. А еще через два года в Перми появился один из первых в России монументальных памятников жертвам политических репрессий.
Фото: Светала Лучникова
— Это предмет нашей гордости, — сказал Роберт Латыпов. — Это место памяти появилось и существует благодаря гражданской инициативе, благодаря человеческому неравнодушию. В этом проекте проявление человеческого неравнодушия воплощается в каких-то необычных, но очень интересных формах. Этот проект вызывает сочувствие, положительный отклик. Ребята пытаются говорить о тяжёлых страницах истории моей страны без надрыва. Они пытаются говорить об этом через личные истории и создавать, пусть иллюзорный, но какой-то домашний уют — это память, которая существует и сохраняется нами.
В рамках проекта волонтеры из разных стран оказывали помощь бабушкам и дедушкам, пострадавшим от политических репрессий. Ребята помогали им по дому, в огородах, готовили совместный обед. Так, в условиях неформального общения, волонтёры узнавали истории репрессированных.
«Своими руками»
Еще один арт-объект волонтёров называется «Своими руками». Он рассказывает о людях, которые были депортированы из своих родных мест в процессе раскулачивания. Часто людей переселяли в тайгу, где не было условий для нормальной жизни. Матери Веры Овчинниковой было 15 лет, когда её выслали из Краснодара. Их довезли до Соликамска на поезде, затем им пришлось идти пешком около 70 километров. Детей и стариков везли на санках. Был март, но все еще очень холодно, путь завершился в тайге.
Вера Савельевна вспоминает слова своей матери:
«Там не было ничего. Ни инструментов, ни теплой одежды. Они сказали нам: если хотите выжить, стройте землянки». Первую ночь переселенцы спали около костров, но наутро некоторые умерли от холода. Некоторые женщины были беременны, и их новорожденные дети также умерли».
Кровать — теплое, уютное место, где мы чувствуем себя в безопасности, можем спокойно спать. Для репрессированных людей не было такого места, их кроватью стала земля.
«Зафиксируй память» /
«Зафиксируй память» можно назвать центральным арт-объектом в экспозиции. Он представляет собой рамку с фотографией участников проекта Fix the Memory, на которой отсутствуют некоторые лица. За рамкой есть пружинный механизм, и, если с силой потянуть за верёвку, можно вернуть одно лицо на место. Стоит отпустить её, как оно снова становится пустым.
С помощью этого объекта авторы хотели рассказать о «врагах народа». Для того, чтобы не вызвать подозрений у представителей НКВД, люди вырезали арестованных людей из фотографий. Вырезали лица родственников, друзей, коллег, одноклассников. Таким образом они публично отказывались от «врага народа» или «врага советского государства». Участники проекта нашли две копии фотографии выпускников Добрянской школы. На одной из них отсутствуют бывший директор этой школы Меркушев Николай Иванович и преподаватель немецкого языка Бивольд Георгий Иосифович.
— Мы, участники лагеря, не рискнули экспериментировать с оригинальными фотографиями советских времён и решили взять в качестве основы портрет нашей команды в духе советских семейных портретов, на которых часто можно обнаружить вырезанные лица, — говорят авторы объекта. — Помимо этических моментов, тем самым мы хотим подчеркнуть, что подобное может повториться, если не уделять достаточное внимание непростым темам политических репрессий и исторической памяти. Вы можете «зафиксировать» память, но только приложив некоторое усилие и сохраняя его. Стоит вам отпустить верёвку, как лицо человека с его личной историей исчезнет снова.
Инсталляция «Где я» /
Инсталляция «Где я». Зрители встают между двух динамиков, которые одновременно проигрывают два разных звука. Из одного слышно пение птиц, из другого — движущийся поезд. Именно эти звуки слышал уроженец Эстонской ССР Никлус Март-Олав Юлиусович, когда его везли в исправительно-трудовую колонию № 36. В 1980 году Никлуса арестовали, осудили и приговорили к десяти годам лишения свободы и пяти годам ссылки.
Он ничего не знал о месте, в которое его везут. Родственники тоже ничего не знали до того, как получали извещение о смерти или репрессированный возвращался домой. Но Март Никлус был орнитологом. По дороге в лагерь по пению птиц он понял, что находится на Урале.
«Знакомство/идентификация»
Инсталляция «Знакомство / идентификация» — это советский трильяж и папка с фотографией, лежащая на нём. На фото изображён дедушка Виктора Анатольевича. К сожалению, имя этого человека не сохранилось, а точная история снимка неизвестна. Возможно, он сам принёс её за ночь до отправки из тюрьмы НКВД № 1 в Свердловск. По рассказам внука, один сотрудник тюрьмы по старой дружбе отпустил его домой, и он смог передать фотографию своей семье. Снимок был сделан работниками прокуратуры во время следствия.
— Наша инсталляция позволяет зрителю воссоздать эту фотографию за типичным советским трельяжем. Окруженные собой мы проживаем интимный момент, который заставляет нас почувствовать себя на месте репрессированного человека, — говорят авторы работы.
Авторы арт-объекта «Перспектива очевидцев» вдохновились детскими воспоминаниями Светланы Викторовны Устькачкинцевой о советском времени. Он представляет собой перископ, который позволяет перевернуть восприятие взрослого и увидеть окружающий мир глазами ребёнка.
«Перспектива очевидцев»
— Bы можете вернуться в детство и сменить собственную перспективу с помощью этого объекта, — рассказывают авторы. — Перископ — это игрушка, которую многие делали со своими родителями, чтобы увидеть вещи, не существующие в реальности. Так Светлана рассказывала об очередях за продуктами, которые были для взрослых вынужденной и неприятной необходимостью, а для детей — местом для игр. Это даёт нам возможность понять, что детское восприятие может стать ядром любой личной истории наших бабушек и дедушек. Все эти воспоминания когда-то были восприняты глазами ребёнка. Многие события, из рассказанных на выставке, случились с пожилыми людьми, когда они были еще детьми.
Партнёром проекта Fix the memory стал Музей современного искусства PERMM, именно в музее создавались и придумывались все объекты. В сентябре в PERMM откроется выставка на основе экспозиции у Памятника жертвам политических репрессий.
Участники проекта Fix the memory /
— Мы бы не хотели, чтобы эта страшная история когда-либо повторилась, — рассказала арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева. — Сейчас в России основная форма репрезентации памяти — это памятники. Но при этом памятники очень часто не дают возможности эмоционально вовлекать в переживание истории широкую аудиторию. Мы в Музее современного искусства, развивая паблик-арт программу, в том числе боролись за то, чтобы в городе появлялось как можно больше искусства, а не памятников. Мы используем современное искусство не столько для репрезентации проектов современных художников, сколько для репрезентации актуальных вопросов памяти и истории. Современные художники могут перевести разговор о памяти и воспоминаниях конкретных людей. Выставка, которую мы открыли — очень эфемерный проект, но мне кажется, что таких проектов должно быть больше, и они, конечно, должны выйти за границы кладбища и раствориться в городе.
* * *
Читайте также: