Когда спорить не с кем и не о чем


К пермским мемориальцам пришло письмо от активистов движения «Суть времени» с приглашением на круглый стол 12 декабря на тему «Пермь-36. Правда и ложь». В письме предлагается программа с вопросами и комментариями будущих диспутантов. По внешней форме приглашения вроде бы всё прилично. Однако на эту встречу мы не pamyatnik_na_Yegoshikhe пошли.

Разумеется, тема непростого отношения современного российского общества к истории политических репрессий, к сегодняшним интерпретациям исторических событий и просветительским проектам в этой сфере – всё это нам близко. И пермскому «Мемориалу» есть что сказать. Но вопрос – и он, к сожалению, тут основной – не в содержании дискуссии, сколько в том, с кем и зачем об этом говорить? Есть ли смысл у этой встречи?

Аргументировано спорить можно ведь с тем, кто готов тебя слушать, кто уважает чужое мнение. Именно потому, что это мнение таких же граждан России, чьё неравнодушие, как минимум, не меньше, чем у инициаторов мероприятия. Но не с теми, кто априори считает тебя «врагом народа», «предателем интересов родины», «иностранным агентом»… (список можете продолжить сами) и не стесняется публично и не раз об этом заявлять. Иначе говоря, спорить нельзя с теми, кто тебя просто и по-настоящему ненавидит. Как, например, один из организаторов круглого стола, подавший недавно жалобу в пермскую прокуратуру о том, что «Мемориал» якобы провёл 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, несанкционированный митинг, и укорив ряд известных пермяков, принявших в нём участие. Это можно было бы воспринимать как казус, если бы не было уже очередной попыткой организовать травлю.

Разговаривать можно с теми, кто понимает, что предлагаемая для обсуждения тема – сложная. И для окончательных выводов нужны: время, дополнительная информация, желание и умение услышать иные точки зрения, преодолевать собственные стереотипы, внутренняя готовность изменить свою точку зрения. Но невозможно чего-то позитивного добиться в разговоре с людьми, для которых ответы на все вопросы темы уже давно известны и вцементированы им в мозг. Эта тенденциозность и однобокость читается в названии и самой программе мероприятия. Предлагаемые вопросы и комментарии заранее диктуют «правильные» ответы для будущей аудитории. А простые ответы на сложные вопросы – это путь к фашизму или вникуда. С фанатиками невозможно договориться в принципе, потому что твоя аргументация в споре ими воспринимается как абсолютное зло и невежество, а в лучшем случае – как лишнее подтверждение основных постулатов их веры.

Обсуждать тему политических репрессий в СССР, тему массового насилия и террора государства над собственными гражданами можно с теми оппонентами, кто хотя бы на ценностном уровне разделяет с вами тревогу и желание разобраться с проблемой. Кто понимает и принимает такие общечеловеческие понятия, как уважение к человеческому достоинству, свободам человека, его элементарным правам. Причём не только в личном аспекте, по отношению к себе, но и к другим. В том числе и в исторической перспективе. Я говорю здесь не только и даже не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем. И невозможно добиться хоть какого-то результата в споре с теми, кто считает эти ценности малозначащими, «выдумкой Запада», но при этом вволю пользуется ими сейчас.

Когда мы отказались от участия в таком «мероприятии», мною и моими коллегами двигала отнюдь не брезгливость, а как раз понимание того, что возможные эффекты будут явно противоположны замыслам. Причём, уверен, они не совпадут и у самих организаторов. Как это ни покажется поначалу странным, но в этом формате и с такими установками здесь не с кем и не о чем спорить, дискутировать. Здесь нет развития, движения вперёд – к взаимопониманию, к просвещению, в истинном понимании этого слова, к общественной пользе. Эта встреча ничего, кроме очередной злобы и агрессии друг к другу, живущим в этом городе, крае, стране не рождает и не может родить. Плодить очередное зло?

1e051a76be3721d350311c019901b285 Не говорю уже о том, что общение всегда идёт легче у тех, кто реально работает в этой сфере. Не только словом, но и делом помогает другим людям. Когда сотрудники и волонтёры 017 «Мемориала» на протяжении многих лет бесплатно ремонтируют квартиры ветеранам, тратят свободное время на оказание им социальной помощи на дому, ведут просветительские курсы, устанавливают памятники невинно погибшим, оказывают посильную помощь в организации форума «Пилорама» в Мемориальном музее «Пермь-36» image003 – всё это и для меня, и для многих других пермяков является конкретным воплощением нашего желания ПОМНИТЬ. И чтобы от этой памяти нынешним людям была конкретная польза. И вот вопрос: чем, хотя бы подобным занимаются активисты «Сути времени»? Мне неизвестно. От  них я вижу и слышу только упрёки и очередные ярлыки. Какой же может быть здесь диалог?

А 12 декабря – кстати, день рождения Пермского «Мемориала» – мы отметили тем, что организовали встречу ветеранов с молодыми волонтёрами. Это наша регулярная и многолетняя практика. Здесь вновь делились новостями, совместно пели песни, дарили друг другу подарки, что-то вспоминали и, конечно, спорили. А как же? Ведь они – люди с разными взглядами и жизненным опытом. Всё, как обычно. Но мне кажется, что как раз участники этой встречи для себя снова сделали вывод о необходимости и важности этого общения. Умного, уважительного, взаимовыгодного и полезного диалога. 

Роберт Латыпов,

председатель Пермского краевого отделения

общества «Мемориал»

Поделиться:

Рекомендуем:
| Игорь Аничков — узник Соловков
| "Пишу о моем отце, которого я не видела, как и он меня, но очень ждал меня". Арбеньев Сергей Александрович
| Как Михаил Горбачев признал ответственность СССР за расстрел польских офицеров в Катыни в 1940 году.
По местам спецпоселений и лагерей ГУЛАГа
Информация по спецпоселениям ГУЛАГа в г. Чусовом и Чусовском районе Пермского края, существовавших
в 1930-1950-е годы

Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
| Добрых людей больше
| Любила его всей душой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus