С точки зрения эффективности «шарашки» себя оправдали


Комментарий Роберта Латыпова:

Как сделать так, чтобы преступление государства и конкретных его чиновников по отношению к собственным согражданам превратилось бы во вполне достойную и полезную деятельность? А нужно просто немножко поманипулировать словами и смыслами и выдать данные преступления за разумную, дальновидную и справедливую работу на благо науки. Такими спекуляциями в канун Дня космонавтики отметились сотрудники государственного музея "Пермь-36". Чем в очередной раз доказали своё моральное уродство.

 

В День космонавтики на сайте музея «Пермь-36» оценили роль репрессий в становлении советской науки

Публикация на сайте kommersant.ru

На официальном сайте мемориального комплекса политических репрессий «Пермь-36» (д. Кучино, Пермский край) 12 апреля был опубликован текст о роли так называемых шарашек в становлении советской науки. По мнению авторов, секретные НИИ, в которых работали репрессированные, «с точки зрения эффективности себя оправдали». Такая оценка вызвала возмущение пользователей социальных сетей.

«Суть этих заведений была в том, что заключенные, отбывающие срок, объединялись для работы над какими-либо научными проектами. Среди заключенных трудилось большое количество выдающихся советских ученых, инженеров, конструкторов, которые в 1930-е годы пострадали от политических репрессий. Среди них такие легендарные личности, как Валентин Петрович Глушко и Сергей Павлович Королев. С точки зрения эффективности “шарашки” себя оправдали. Концентрация в одном месте талантливых людей, отсутствие ввиду их тюремного статуса возможности для конкуренции за позиции — все это дало блестящие результаты»,— говорится в публикации на сайте мемориального комплекса политических репрессий «Пермь-36».

«Дело не в том, что это не правда, а в том, что прославлять и продвигать в наше время такие методы научной деятельности — полный неадекват и мракобесие. Воистину “комплекс политических репрессий” подначивает к репрессиям»,— прокомментировал председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев. «Государственное бюджетное учреждение оправдывает репрессии за счет налогоплательщиков»,— возмущен доцент ПГНИУ Иван Печищев. «Очень хочется задать вопрос министру культуры Пермского края: как министерство оценивает подобные публичные заявления подведомственных учреждений? Министр тоже считает, что “шарашки” — это эффективный способ развития науки?» — вопрошает депутат краевого заксобрания, директор сети магазинов «Семья» Елена Гилязова.

Министр культуры края Игорь Гладнев не согласен с мнением общественников. По его словам, существование такой научно-производственной единицы, как «шарашка», является историческим фактом. «Говоря об итогах деятельности “шарашек”, мы в первую очередь говорим о людях, которые, исполняя свой профессиональный долг, воистину служили интересам своей родины, невзирая на несправедливое и жестокое к себе отношение»,— отмечает министр. При этом тезис, опубликованный на сайте «Перми-36», не является, по мнению министра, достаточно взвешенным и требует исправления. Отметим, что в настоящий момент доступ к сайту мемориального комплекса политических репрессий «Пермь-36» невозможен.

По словам главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова, он шокирован, поскольку подобный текст был бы органичен на сайте поклонников сталинизма. Публикацию на сайте музея жертв репрессий он назвал «по меньшей мере кощунственной». Экс-омбудсмен Владимир Лукин, ранее возглавлявший общественный совет по развитию музея «Пермь-36», заявил ТАСС, что указанной публикацией «были бы довольны Ежов и Берия».

Напомним, в 2013 году музей политических репрессий в деревне Кучино, которым ранее руководила общественная организация «АНО “Пермь-36”», перешел под контроль властей Пермского края. После неоднократных, но так и не увенчавшихся успехом попыток общественников договориться с новыми собственниками музея о взаимодействии АНО объявила о самоликвидации. Ранее в СМИ появлялись предположения, что вместо музея памяти жертв репрессий в Кучино создадут музей тех, кто стерег лагеря.

Дмитрий Никитин, Пермь
Оригинал


Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
| Из когорты одержимых
| «Это действительно трагедия страны»
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus