Правозащитник Ирина Кизилова
До начала осенней призывной кампании осталось совсем немного времени. Думаю, сейчас родителей, чьи сыновья достигли 18-летнего возраста и не перешли за 27-летний рубеж, как и меня когда-то, очень волнуют вопросы: как будет проходить призыв, смогут ли сотрудники военкомата и члены призывной комиссии правильно оценить годность вашего чада к военной службе.
Кстати, стоит знать, что существует пять категорий годности: от, А — годен к военной службе до Д — не годен к военной службе (то есть не призывается ни в мирное, ни в военное время). Категорию годности определяют врачи в результате медицинского освидетельствования (в просторечии его называют медкомиссией), порядок проведения которого установлен Положением о военно-врачебной экспертизе.
Не надейтесь, что когда сын придет по повестке в военкомат на медицинс-кое-освидетельствование, врачи будут дотошно выяснять, нет ли у него каких-нибудь скрытых заболеваний. Язвы желудка, например, или астмы, или вегето-сосудистой дистонии. Скорее всего, если парень промолчит про эти болячки, то их могут и не заметить. Но бывает, что если и скажет: вот то-то болит или это, но не представит никаких медицинских подтверждений своим словам, его тоже запишут в пригодные для военной службы и отправят как миленького в воинскую часть на горе ее командира.
Так что, уважаемые папы и мамы, советую вам очень внимательно относиться к здоровью ваших сыновей, доросших до призывного возраста. И если с этим есть проблемы, надо еще до вызова в военкомат пройти независимое медицинское обследование в поликлинике по месту жительства или у платных специалистов. А затем принести копии результатов этих обследований врачам военкомата и попросить приложить их к личному делу призывника. Если же медики военкомата проигнорировали эту просьбу и районная призывная комиссия определила категорию годности сына к военной службе, с которой он и вы не согласны, можно обжаловать ее решение в краевой призывной комиссии, которую возглавляет губернатор края Виктор Басаргин.
Впрочем, некоторые призывники и их родители считают, что на военную службу стоит сходить, даже если у парня есть непризывные заболевания, а бывает, и скрывают их во время прохождения медкомиссии. Одни (среди таковых чаще жители сельс-кой-местности) видят в армии социальный лифт, дающий возможность через год службы трудоустроиться в городе, так как в селе найти работу гораздо труднее. Некоторые горожане тоже относятся к армии как своеобразному социальному лифту, который поможет им поступить в вуз на льготных условиях или устроиться в силовые структуры (полицию, МЧС и т. д.) Хотя открыто эти причины юноши, скрывающие непризывные заболевания от медиков военкомата, как правило, не называют, а говорят о патриотизме, который, мол, не позволяет им «косить» от армии.
Но давайте разберемся, кто такие «косильщики». Это те, кто всячески уклоняется от призыва, не имея непризывных заболеваний или прав на отсрочки. А если человек требует соблюдения его законных прав, он — не «косильщик». Мало того, если юноша, скрыв свои заболевания, отправляется на военную службу, он ни в коем случае не может называть свое поведение патриотичным. Потому что, очутившись на военной службе, которой всегда сопутствуют условия, отличные от «тепличных» домашних, близкие к экстремальным (марш-броскии т. д.), такой новобранец сразу почувствует, как его заболевания обострились, и уже через месяц, не успев принять присягу, окажется в госпитале. Бывает, некоторые солдаты так и служат, чередуя пару недель нахождения в воинской части с лежанием в госпиталях.
А вот какой пример привел военный прокурор Пермского гарнизона Юрий Ландак на одном из недавних совещаний: Чернушинская призывная комиссия направила на военную службу молодого человека, который имел психиатрическое заболевание и скрыл его. Заболевание выявили уже в воинской части, откуда горе-новобранца, конечно, комиссовали.
Ответьте, родители призывников: кому принесет пользу ваш сын, скрывший непризывные болезни? Себе? Увы, какая тут польза, дай Бог вернулся бы живой из армии. Да и она сама только страдает от таких горе-патриотов. Ведь на доставку в военные части и обратно, на обмундирование, лечение в госпиталях тех, кто ни при каких обстоятельствах не в состоянии стать настоящим солдатом, Вооруженные силы тратят огромные средства.
Хотела бы обратить внимание родителей и их сыновей еще на одно условие, при котором даже вполне здоровый молодой человек не может стать настоящим солдатом: если его религиозным верованиям или убеждениям противоречит несение военной службы. Таким юношам предлагается другой вид служения Отечеству — альтернативная гражданская служба (АГС). Этот путь тоже вполне законный и патриотичный. Кстати, губернатор Виктор Басаргин обратил внимание председателей призывных комиссий на необходимость заменять таким юношам военную службу альтернативной гражданской.
Поделиться: