Исторический раздел:

Фестиваль «После «Пилорамы» – отклик на пустоту, возникшую в гражданской жизни Перми


Ирина Кизилова

В Перми с 8 по 12 июля прошел общественный фестиваль «После «Пилорамы».

Его придумала и провела не какая-то одна организация, а общественный совет, состоящий из десяти человек. В основной состав оргкомитета фестиваля «После «Пилорамы» вошли профессиональные журналисты Анастасия Сечина (директор фестиваля) и Владимир Соколов, общественные деятели Светлана Маковецкая, Игорь Аверкиев, Роберт Латыпов, Ирина Кизилова и Надежда Агишева, политолог Виталий Ковин, историк Алексей Каменских, организатор фестивалей Светлана Чергик. Были также и отдельные соорганизаторы конкретных мероприятий, а еще волонтеры. Как посчитала Анастасия Сечина, организацией и проведением фестиваля занимались не менее двух десятков человек.

Posle_Piloramy_logotip

Члены оргкомитета – это не те люди, которые с 2005 по 2012 год проводили международный форум «Пилорама» на базе общественного Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36». Но им тоже было важно и значимо сохранить такую форму встреч и общения, какая практиковалась на «Пилораме».

Что такое «Пилорама» и почему «после»?

Форум «Пилорама» проходил на базе бывшей политзоны – музея «Пермь-36» и был важным местом для обозначения сложных проблем. Он состоял из двух частей: фестивально-концертной и информационно-дискуссионной: экскурсии по музею – бывшей политзоне, выставки, тематические просмотры кинофильмов и спектаклей и, конечно, дискуссии. Молодежь, которая приезжала просто послушать музыку и песни, втягивалась во что-то более серьезное и, возможно, задумывалась потом над впечатлениями от «Пилорамы». Для многих форум был важным событием. Не в прикладном смысле, скорее – в атмосферном. Многим было важно приехать и побыть со «своими», почувствовать дух свободного общения и творчества.

После смены губернатора Пермского края произошел, по сути, рейдерский захват государством общественного музея «Пермь-36», а проект «Пилорама» был закрыт. Проект «После «Пилорамы» был придуман как общественный отклик на пустоту, образовавшуюся в гражданской жизни Перми после закрытия международного форума «Пилорама». Об этом заявили члены общественного совета в своем программном резюме. Инициативу создателей «После «Пилорамы» поддержали и все члены общественного совета международного форума «Пилорама», в том числе основатели музея «Пермь-36» Виктор Шмыров и Татьяна Курсина.

Первой реакцией пермских гражданских активистов на закрытие «Пилорамы» стал «гражданский пикник» в Кучино, на который собрали неравнодушных горожан в прошлом году журналисты Юрий Бобров и Игорь Лазарев. Как они объясняли, хотелось встретиться, посетить музей «Пермь-36», просто пообщаться. В музей участников гражданского пикника тогда не пустили, объявив, что он закрыт на «санитарный день». Кроме того, собравшимся на поляне неподалеку от музея (кстати, на частной территории) мешали пожарные, именно в это время устроившие там учения. И все-таки в течение нескольких часов участники «гражданского пикника» смогли пообщаться. Говорили и о судьбе музея «Пермь-36», и о том, каким им представляется продолжение форума «Пилорама». Участница «гражданского пикника» Анастасия Сечина вспоминает:

«Тогда было решено вновь провести «Пилораму» или фестиваль с другим названием, но с «пилорамной» миссией.

И вот спустя год после «гражданского пикника» неравнодушные к судьбе форума горожане снова объединились, чтобы провести уже не просто гражданский пикник, а общественный фестиваль. Без бюджетных денег, в облегченном варианте, собственными силами. В результате не очень долгой дискуссии организаторы назвали его «После «Пилорамы», подчеркнув тем самым, что отчасти продолжают, отчасти переосмысливают «пилорамную» миссию. Разумеется, это уже не крупномасштабный международный форум, так как средств на это нет, а своего рода «букет» различных довольно локальных мероприятий на различных площадках города. В заключительный день намечалось выехать на уже облюбованную поляну около музея «Пермь-36» и снова провести там «гражданский пикник», а если удастся – то еще и экскурсию в самом музее. Сквозная тема фестиваля «После «Пилорамы» – «Мосты в будущее».

Своими силами

Впрочем, и на эти мероприятия у организаторов еще два месяца назад не было ни копейки денег. Не было и надежды на информационную поддержку СМИ: как признавались по секрету отдельные журналисты, им было не рекомендовано публиковать материалы о фестивале.

Выходили из этой ситуации организаторы так. Прикинули, какие общественные организации чем могут поделиться (площадками для проведения акций и дискуссий, оргтехникой и т.д.). Исходя из этого, спланировали основные мероприятия.  Посчитали, что по самому предельному минимуму на проведение запланированного потребуется 100 тысяч рублей, и объявили сбор денег через краудфандинг на платформе Planeta.ru. Кроме того, не рассчитывая на поддержку СМИ, создали очень симпатичный сайт фестиваля и группы в социальных сетях «Фейсбук» и «ВКонтакте». И приступили к очень активному информированию, приглашению к финансовой поддержке и сотрудничеству на волонтерских началах всех сетевых друзей. Фестивальные события вызвали большой интерес у горожан, несмотря на отсутствие рекламы. За короткое время удалось собрать 104 тысячи рублей.

Основные события фестиваля с 8 по 11 июля прошли на различных площадках в Перми. Они состоялись в рамках четырех смысловых линеек: «Город, в котором можно» (публичные акции и песенно-поэтический фестиваль), «Местный говор» (дискуссионно-лекционное пространство), «Завтра начинается вчера» (акция «Возвращение имен», экскурсии «Топография террора»), «Будущее сейчас» (практические мастер-классы, обсуждение стратегий будущего).

Кроме того, любой желающий мог подать в оргкомитет заявку на проведение своего мероприятия в рамках фестиваля. И такие мероприятия по заявкам тоже были. Например, по заявкам прошел поэтический концерт «Поэзия тунеядцев» (чтение стихов-диссидентов, авторы которых не могли публиковаться в советское время и состоять в официальном Союзе писателей, членство в котором избавляло творческих людей от попадания в список преследуемых по закону так называемых тунеядцев).


Трудности

О трудностях со средствами на проведение фестиваля и с публикациями в СМИ уже говорилось выше. Но были и другие препятствия, с которыми столкнулись организаторы в ходе его проведения. Так, например, под угрозой срыва оказалась открытая дискуссия «Пермь после 2017 года», намеченная на первый день фестиваля. За два дня до этого менеджеры гостиницы, в которой был арендован конференц-зал, сообщили, что он затоплен и нуждается в ремонте. Руководство гостиницы с извинениями вернуло уже уплаченные за зал деньги, а организаторам срочно пришлось искать новое помещение.

Aktsiya_Vozvrashchenie_imen_1_09072015

Еще одно препятствие. Подав заявку на проведение акции «Возвращение имен» в сквере у Театра кукол, организаторы получили ответ, что именно на это место, на этот день и время подала заявку другая общественная организация. Пришлось оповещать участников фестиваля, что место проведения акция переносится в сквер Декабристов. Но буквально накануне акции организаторам вдруг предложили вновь вернуться в сквер у Театра кукол. Так как времени на оповещение уже не оставалось, организаторы настояли на том, что акция будет проходить в сквере Декабристов.

Читать стихи возле памятника А.С. Пушкину пермские власти также не разрешили. Приглашенные поэты встречались с поклонниками в помещении фестивального клуба, которое безвозмездно предоставила на все время проведения фестиваля член оргкомитета Надежда Агишева.

Vystuplenie_V.G._Pestova

Внезапно появилась информация, что музей «Пермь-36» во все дни фестиваля будет закрыт и попасть туда участникам выездного «гражданского пикника» 12 июля не удастся (даже жертвам политических репрессий). Каково же было удивление участников фестиваля, когда они, приехав туда, увидели музей открытым. Мало того, их даже уговаривали посетить бесплатную экскурсию. Была ли информация про закрытие музея спланированной дезинформацией или нечаянной несогласованностью каких-то чиновников, так и осталось непонятным. В музее вместе с участниками фестиваля побывал и бывший сиделец этой политзоны Виктор Пестов, приехавший на фестиваль из Екатеринбурга. Экскурсия разочаровала его. Виктор считает, что теперешние владельцы музея рассказывают посетителям о пенитенциарной системе, не акцентируя внимания на несправедливости репрессий. Зато с каким интересом участники «гражданского пикника» слушали рассказ о политзоне «Пермь-36» и интервью с Виктором Пестовым бывшего сотрудника общественного музея, ныне руководителя Пермского краевого общества «Мемориал» Роберта Латыпова! Увы, этот рассказ и интервью прошли за пределами бывшей политзоны – на пикниковой поляне.

37 мостов в будущее

В течение пяти дней состоялось 37 фестивальных событий, в том числе дискуссии «Пермь после 2017 года», «О вреде истории для жизни», «PR Cталина – PR на Сталине», акция «Возвращение имен», экскурсии «Топография террора», презентация проекта «Диссернет» (с пермскими примерами), выставка детских рисунков советских времен под названием «Взросление: хроники обыкновенного и исключительного», линейки «Городские гражданские выходные», «Живая библиотека», поэтические и песенные вечера и много других. На фестивальных площадках «клубилась» молодежь. «Городские гражданские выходные» дали возможность собраться в субботу 11 июля десяткам людей и отдохнуть после рабочей недели с пользой для себя и окружающих. Приглашенные эксперты делились с ними своим опытом в организации новых сервисов в различных сферах городской жизни, рассказывали, как можно решать проблемы – свои и своих соседей, как делать благожелательной для себя и своих единомышленников среду в офисе, подъезде, дворе, создавать события, взаимодействовать с другими и объединяться в сообщества для решения важных задач, как уберечься от фейковой и агрессивной информации, льющейся с экранов телевизоров… «Живая библиотека» – необычный формат  общения. «Книгами» здесь выступали люди разных статусов, увлечений и профессий. Желающих их «почитать» (то есть поговорить с ними с глазу на глаз) оказалось более двухсот человек. Так что «живая библиотека» работала целый день.

Posle_Piloramy

Была и детская программа. Дети участвовали в акции «Безбарьерная среда» – проверяли, насколько доступны улицы Перми для тех, кто ездит по ним в детских колясках или на самокатах и велосипедах. А во время «Гражданских выходных» для самых маленьких была организована детская площадка, чтобы их родители смогли посетить мастер-классы, на которых они знакомились с интересными вариантами семейного времяпрепровождения. На детской площадке проводились мастер-классы для детей «Делаем своими руками».

Итоги

Всего в фестивальных мероприятиях приняли участие свыше тысячи человек. Начался и закончился он двумя очень светлыми по тональности и несколько даже самоироничными мероприятиями. 8 июля ранним утром прошел фестивальный флешмоб «Завтрак интеллигента». Его участники просто собрались на берегу Камы, попили кофе, поговорили о своих любимых книгах и разошлись на другие мероприятия, которых в этот и последующие дни фестиваля было в изобилии. А 12 июля участники выездного «гражданского пикника» на поляне у музея «Пермь-36» соорудили дерево из реек с разноцветными вертушками под названием «Ветер перемен».  Дул довольно сильный ветер, крутил вертушки. Было очень красиво. Участники пикника разъехались, а дерево «Ветер перемен» осталось. Кстати, пятьсот вертушек для этого дерева сделали своими руками волонтеры фестиваля.

Veter_peremen

В планах пермских общественников проводить подобные фестивали ежегодно. Но учитывая нынешние трудности, начинать подготовку к ним не за два месяца, а как минимум за полгода. Вот мнение одного из членов оргкомитета Игоря Аверкиева:

«Фестиваль может продолжаться, расти и совершенствоваться, если в следующем году потребность в нем сохранится. Фестиваль доказал, что даже в это антисанитарное время многое возможно, было бы желание и искренняя готовность очень разных людей делать реальное и общее дело. Громадное спасибо всем нашим многочисленным добровольным помощникам. Столько доверия, желания и энтузиазма я давно не видел».

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Мартиролог репрессированных
Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
| Это не власть, а преступники
| Если ты ссыльный
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus