Гражданский раздел:
  • Гражданские сезоны.Пермские дни памяти
  • Право на альтернативу
  • Библиотека
  • Архив проектов
  • Годовые отчёты

  • Судебная практика


    Судебная практика

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 7 октября 1999 года N 1н-344 Офицеры, призванные на военную службу на основании Указов Президента РФ, по своему правовому положению приравниваются к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, однако права на досрочное увольнение по пункту "а" части 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" они не имеют (извлечение)

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     

    от 7 октября 1999 года N 1н-344

     

     

    Офицеры, призванные на военную службу на

    основании Указов Президента РФ, по своему правовому

    положению приравниваются к военнослужащим,

    проходящим военную службу по контракту,

    однако права на досрочное увольнение по пункту "а"

    части 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской

    обязанности и военной службе" они не имеют

    (извлечение)

     

     

    Лейтенант запаса Чесалин в соответствии с Указом Президента РФ был призван на военную службу на 24 месяца в качестве офицера. В период прохождения службы ему несвоевременно выплачивалось денежное довольствие и другие причитающиеся денежные суммы, что явилось причиной подачи им рапорта о досрочном увольнении с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта. Поскольку этот рапорт удовлетворен не был, Чесалин обратился с жалобой в суд.

     

    Военный суд Мулинского гарнизона своим решением, оставленным без изменения военным судом Московского военного округа, жалобу Чесалина удовлетворил и обязал командира войсковой части представить заявителя к досрочному увольнению с военной службы на основании п."а" ч.3 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а командира вышестоящей войсковой части - издать приказ об увольнении Чесалина по указанному основанию.

     

    Состоявшиеся судебные решения были опротестованы председателем Военной коллегии Верховного Суда РФ. В протесте ставился вопрос об их отмене по следующим основаниям.

     

    Военный суд гарнизона, удовлетворяя жалобу Чесалина, сослался на ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой "офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" и на ч.5 ст.22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которой "граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

     

    На основании этих норм законодательства суд сделал вывод о том, что Чесалин, как обладающий статусом военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по п."а" ч.3 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

     

    Однако судом не были учтены и не применены другие нормы материального права, непосредственно касающиеся такой категории военнослужащих, к которым относится Чесалин.

     

    Так, при разрешении спора суд правильно ссылался на ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч.5 ст.22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", однако не учел те положения этих статей, согласно которым особенности прохождения военной службы военнослужащими такой категории, к которой относится Чесалин, определяются этими законами и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

     

    К таким особенностям закон, в частности, относит зачет в общий трудовой стаж указанным военнослужащим времени нахождения на военной службе - один день военной службы за два дня работы, что к остальным военнослужащим неприменимо. Относятся к таким особенностям и положения ч.5 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где перечислены основания досрочного увольнения с военной службы именно для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и проходящих военную службу по призыву. Такого основания как увольнение их с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта, закон не предусматривает.

     

    Поэтому требование Чесалина о его досрочном увольнении с военной службы на основании п."а" ч.3 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не основано на законе.

     

    Рассмотрев дело в порядке надзора и согласившись с доводами, изложенными в протесте, Военная коллегия отменила решения судов первой и второй инстанции в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права и приняла новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

     

    Текст документа сверен по:

    официальная рассылка

     



     



    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 6 мая 1999 года N 1н-18/99 На военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта, распространяются права и льготы, предусмотренные Законом РФ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих, уволенных в связи с организационно-штатными мероприятиями (по гражданскому делу в связи с жалобой офицера Брагина И.О.)

     

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     

    от 6 мая 1999 года N 1н-18/99

     

     

    На военнослужащего, уволенного с военной  службы

    в  связи с существенным и (или) систематическим

    нарушением  в  отношении  него условий контракта,

    распространяются права и льготы, предусмотренные

    Законом РФ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих,

    уволенных в связи с организационно-штатными мероприятиями

    (по гражданскому делу в связи с жалобой офицера

    Брагина И.О.)

     

     

    Брагин, прослуживший в Вооруженных Силах 25 лет, был досрочно уволен с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта и исключен из списков личного состава Управления.

     

    Будучи несогласным с приказом Начальника управления, Брагин обратился в военный суд с жалобой, в которой просил этот приказ признать незаконным и обязать командование предоставить ему отпуск по личным обстоятельствам на 30 суток и выплатить единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания.

     

    Суд удовлетворил жалобу Брагина и обязал командование выплатить заявителю единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания и предоставить ему отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, установленные действующим законодательством при увольнении военнослужащих в связи с оргштатными мероприятиями.

     

    Военный суд МВО отменил решение суда гарнизона в части удовлетворения требований заявителя о предоставлении 30 суток отпуска по личным обстоятельствам и выплаты единовременного пособия в размере 20 окладов и вынес новое решение.

     

    При этом военный суд округа в решении указал, что Брагин имел бы право на получение указанных отпуска и единовременного пособия, если бы он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с оргштатными мероприятиями.

     

    В Законе РФ "О статусе военнослужащих" нет прямого указания о распространении вышеперечисленных прав и льгот на военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении них условий контракта (т.е. уволенных по другим основаниям).

     

    В протесте председателя Военной коллегии ставился вопрос об отмене определения военного суда округа по следующим основаниям.

     

    В части 2 пункта 3 статьи 51 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" указано, что на военнослужащего, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта (в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта) распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством РФ о статусе военнослужащих для лиц, уволенных с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями.

     

    Таким образом, делался вывод в протесте, военный суд округа, отменяя решение суда гарнизона в части удовлетворения требований заявителя о предоставлении 30 суток отпуска по личным обстоятельствам и выплаты единовременного пособия в размере 20 окладов, допустил ошибку в применении и толковании норм материального права, что является основанием к отмене кассационного определения.

     

    Военная коллегия согласилась с протестом, отменила определение военного суда округа, оставив в силе решение военного суда гарнизона.

     

     

     

    Текст документа сверен по:

    официальная рассылка

     



     

     

      Верховный Суд Российской Федерации ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 августа 1998 года Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в том случае, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать его и заботиться о нем

     

     

    Верховный Суд Российской Федерации

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

     

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     

    от 13 августа 1998 года

     

     

    Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в том случае, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать его и заботиться о нем

     

     

    В июне 1997 года Ивашков был призван на военную службу. Через некоторое время Ивашков обратился к командованию с рапортом о досрочном увольнении его с военной службы, мотивируя свою просьбу тем, что в августе 1997 года его отец признан инвалидом II группы, а мать является пенсионеркой.

     

    С учетом поступивших из районного и областного военных комиссариатов актов обследования семейного положения военнослужащего в просьбе Ивашкову было отказано. Не согласившись с решением командования, Ивашков обратился в суд с жалобой на действия воинских должностных лиц. Военный суд Брянского гарнизона жалобу заявителя оставил без удовлетворения.

     

    Военный суд Московского военного округа по кассационной жалобе Ивашкова решение суда первой инстанции отменил, ссылаясь на несоответствие выводов суда материалам дела и на нарушение норм материального права, и принял новое решение об удовлетворении жалобы заявителя. При этом суд кассационной инстанции указал на то, что отец заявителя - инвалид II группы, на полном государственном обеспечении не находится и нуждается в посторонней помощи и уходе, а мать - пенсионерка. Поэтому суд сделал вывод, что при таких условиях нельзя признать, что мать Ивашкова доставляет его отцу содержание, а других членов семьи, могущих и обязанных по закону содержать члена семьи - инвалида и заботиться о нем, кроме заявителя, в семье Ивашковых не имеется.

     

    Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения военного суда Московского военного округа.

     

    Военная коллегия Верховного Суда РФ 13 августа 1998 года протест удовлетворила, указав следующее.

     

    Как видно из материалов дела, отец заявителя - Ивашков А. действительно нетрудоспособен, является инвалидом II группы, не находится на полном государственном содержании, получает государственную пенсию по инвалидности.

     

    Однако мать заявителя - Ивашкова Р. трудоспособна, получает пенсию по выслуге лет как медицинский работник, пенсионного возраста не достигла и продолжает работать.

     

    Согласно ст.89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга и, следовательно, в данном случае Ивашкова Р., как не достигшая пенсионного возраста и трудоспособная, обязана материально поддерживать супруга и осуществлять за ним уход.

     

    Таким образом, военный суд военного округа, отменяя решение суда первой инстанции и вынося по делу новое решение, неправильно применил нормы материального права.

     

    Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила определение военного суда военного округа, оставив в силе решение суда первой инстанции.

     

     

     

    Текст документа сверен по:

    "Юридический справочник военнослужащего,

    увольняемого с военной службы",

    Москва, 2001 год

     

     



     


      ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 февраля 2000 года N 9 О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих (52,1 Кб)

     

    ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

    от 14 февраля 2000 года N 9

     

     

    О некоторых вопросах применения судами

    законодательства о воинской обязанности,

    военной  службе и статусе военнослужащих

    _____________________________________________________________________________________________

    Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим при судебном разбирательстве гражданских дел в той части, в которой они противоречат Гражданскому процессуальному Кодексу Российской Федерации, не подлежат применению в связи с введением в действие Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации  на основании постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2.

    _____________________________________________________________________________________________

     

     

    В ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей.

     

    Проведенное Верховным Судом Российской Федерации изучение судебной практики показало, что количество рассмотренных судами дел по жалобам и искам, связанным с нарушением законодательства о социально-правовой защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возрастает. Подавляющее большинство таких жалоб и исков удовлетворяется судами, что свидетельствует о значительном числе нарушений прав указанных лиц.

     

    В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

     

    1. В соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в статье 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, проходящие военные сборы.

     

    Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими.

     

    2. Согласно статье 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

     

    Поэтому при разрешении дел по искам или жалобам судам необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

     

    Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

     

    3. В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

     

    Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

     

    4. При определении порядка рассмотрения указанных гражданских дел судам необходимо руководствоваться следующими положениями закона.

     

    В порядке главы 24_1 ГПК РСФСР рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от перечисленных в статье 239_2 ГПК РСФСР действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц.

     

    При этом следует иметь в виду, что нормы главы 24_1 ГПК РСФСР применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении жалобы, поскольку в соответствии со статьей 239_7 ГПК РСФСР суд, признав жалобу обоснованной, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме.

     

    В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

     

    В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.

     

    5. На основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные Федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

     

    Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта предусмотренные законодательством Российской Федерации конкретные права и обязанности военнослужащих, обусловленные особенностями их военной службы.

     

    В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

     

    При этом на военнослужащих, уволенных по указанному основанию, в полном объеме распространяются все права и льготы, предусмотренные законодательством для военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

     

    6. Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами и льготами, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

     

    При разрешении жалоб на отказ в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с нарушением его условий со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

     

    Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

     

    Предусмотренные статьей 239_5 ГПК РСФСР сроки для обращения в суд с жалобой на отказ командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком нарушении его прав.

     

    7. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняется ряд льгот и преимуществ, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

     

    В связи с этим при наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением увольнения в связи с лишением воинского звания и вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, т.е. на основании подпунктов "д" и "е" пункта 1 статьи 51 данного Закона), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.

     

    8. При обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащие не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. Это является основанием для отказа военнослужащим и членам их семей в предоставлении им прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", непосредственно вытекающих из факта исполнения обязанностей военной службы (внеочередное получение путевок в связи с увечьем или заболеванием - пункт 4 статьи 16; выплата единовременных пособий - пункты 2 и 3 статьи 18; бесплатная медицинская помощь родственникам умерших, погибших военнослужащих, преимущественное право на социальное обслуживание и иные льготы, гарантии и компенсации - пункты 4 и 6 статьи 24).

     

    Вместе с тем наступление обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не освобождает военнослужащих от исполнения обязанностей, которые возложены на них в связи с прохождением военной службы, и от ответственности за нарушение этих обязанностей. Поэтому вред, причиненный гражданину или юридическому лицу военнослужащим во время фактического исполнения служебных обязанностей, в том числе и при обстоятельствах, предусмотренных частью 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", подлежит возмещению по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, независимо от этих обстоятельств.

     

    9. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, определяются Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О материальной ответственности военнослужащих".

     

    В случаях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", решение о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим, принимается судом по иску воинской части. Дела по таким искам должны рассматриваться военными судами в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

     

    В тех случаях, когда согласно статье 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" причиненный военнослужащим ущерб возмещается на основании приказа командира воинской части, военнослужащий вправе обжаловать указанный приказ в соответствующий военный суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

     

    Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренный Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности применяется только в случаях, прямо указанных в этом законе. В остальных случаях причинения военнослужащими материального ущерба его возмещение производится в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.

     

    Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

     

    При этом следует учитывать, что в случае причинения военнослужащим вреда при исполнении своих служебных обязанностей ответственность за вред перед потерпевшим должна нести воинская часть, в которой указанный военнослужащий проходит службу.

     

    Военнослужащий, причинивший ущерб, возмещение которого в соответствии с законодательством было произведено воинской частью, обязан в свою очередь возместить воинской части понесенные расходы по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих".

     

    10. Поскольку статья 46 Конституции Российской Федерации не предусматривает исключений из права граждан на обжалование в суд действий и решений государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, то пункт 2 статьи 239_3 ГПК РСФСР, который запрещает обжаловать в суд индивидуальные и нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации, не может препятствовать судебному обжалованию указанных актов в части, непосредственно ограничивающей права и свободы граждан, возлагающей на них какие-либо обязанности или привлекающей их к какой-либо ответственности.

     

    11. Обратить внимание судов на то, что в соответствии со статьей 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к военнослужащим не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения прав на управление транспортным средством, исправительных работ и административного ареста.

     

    Применение к военнослужащему какого-либо из этих взысканий должно признаваться судом неправомерным, в том числе и при наличии нормативного акта субъекта Российской Федерации, указывающего на возможность такого решения, поскольку согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации административное законодательство субъектов Российской Федерации не может противоречить федеральным законам.

     

    12. Законом предусмотрен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его прав и свобод, и месячный срок со дня получения отказа в удовлетворении жалобы или со дня подачи жалобы, если на нее не был получен ответ.

     

    Жалобы военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления, содержащие требования о защите нарушенного права, должны приниматься судом к рассмотрению независимо от истечения указанных сроков. Истечение срока на обращение в суд, о котором заявлено лицом, действия (бездействие) которого обжалуются, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении жалобы, если отсутствуют уважительные причины пропуска этого срока.

     

    13. При присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания жалобы, обоснованной в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц.

     

    Убытки, вызванные задержкой выплаты причитающихся военнослужащему денежных средств, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и нормами главы 59 ГК РФ возмещаются судом с учетом требований заявителя в зависимости от доказанности их размера и наличия к тому оснований, предусмотренных законом.

     

    При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

     

    14. При рассмотрении дел, связанных с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, судам необходимо иметь в виду, что порядок и размер указанного обеспечения установлены федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для всех иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих.

     

    15. Согласно статье 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

     

    Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

     

    Судам следует иметь в виду, что в законодательстве Российской Федерации не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда, причиненного военнослужащим нарушением их имущественных прав. Поэтому в тех случаях, когда военнослужащие оспаривают в суде действия должностных лиц, причинившие им только имущественный вред (невыплата денежного довольствия, компенсаций, невыдача различных видов довольствия и т.п.), компенсация морального вреда не производится.

     

    16. При рассмотрении споров, связанных с несвоевременной выплатой единовременного денежного вознаграждения, предусмотренного статьей 13 федерального закона "О статусе военнослужащих", необходимо учитывать, что его выплата производится лишь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по решению командира воинской части либо руководителя органа государственной власти, где проходят службу прикомандированные военнослужащие. Выплата такого вознаграждения в соответствии с законом должна производиться по итогам календарного (учебного) года в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания.

     

    17. При рассмотрении споров, касающихся выплаты военнослужащим и членам их семей денежной компенсации на санаторно-курортное лечение, предусмотренной пунктом 4 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", судам следует иметь в виду, что такая компенсация на ребенка, на которого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получателю алиментов независимо от того, проживает ли ребенок вместе с военнослужащим или отдельно от него.

     

    В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на неусыновленных детей супруга военнослужащего от другого брака, а также других родственников (не являющихся членами его семьи), льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные указанным законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего.

     

    18. Согласно статье 1084 ГК РФ в ред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Объем и характер возмещения этого вреда военнослужащим определен в статьях 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

     

    19. Рассматривая споры, касающиеся применения пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", судам следует учитывать, что предусмотренное этой нормой единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания (минимальных месячных окладов) выплачивается членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей, перечисленных в части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

     

    Данное пособие также подлежит выплате в случае смерти военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей после их увольнения с военной службы (окончания военных сборов), но до истечения одного года со дня увольнения, от увечья или заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы. При этом следует учитывать, что обязательным условием для выплаты указанного пособия является наличие причинной связи между полученным этим лицом увечьем или заболеванием, ставшим причиной его смерти, и исполнением им обязанностей военной службы.

     

    20. При применении пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" надлежит учитывать, что обязательным условием для выплаты военнослужащему единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания (минимальных месячных окладов) является наличие причинной связи между полученным этим лицом увечьем или заболеванием, повлекшим его досрочное увольнение с военной службы, и исполнением им служебных обязанностей, перечисленных в части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

     

    Действие пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" распространяется на военнослужащих, которые из-за повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей, признаны негодными к военной службе и досрочно уволены на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

     

    Вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между гибелью (смертью), увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно-врачебной комиссии, а в необходимых случаях и заключения соответствующих экспертов.

     

    21. Реализация предусмотренного пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" права на льготную оплату жилых помещений, коммунальных услуг, пользования радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, приобретения и доставки топлива осуществляется путем оплаты лицами, обладающими этим правом, 50 процентов установленных тарифов. Остальная часть расходов, связанных с предоставлением льгот, возмещается в указанном в данной норме порядке. Отсутствие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок возмещения указанных расходов, или их несвоевременная компенсация не могут служить основанием для отказа в предоставлении этих льгот.

     

    При нарушении права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на получение льгот, установленных пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предметом обжалования и судебного разбирательства должны являться действия и решения непосредственно тех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять коммунальные, транспортные и прочие услуги на льготных условиях.

     

    22. При рассмотрении жалоб военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

     

    По предусмотренным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

     

    При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует исходить из положений статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР.

     

    В предусмотренных законом случаях (пункты 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления.

     

    Указанным военнослужащим и гражданам жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления в течение трех месяцев после их прибытия на избранное место жительства. Данной нормой фактически дополнен предусмотренный статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

     

    В соответствии с законом жилые помещения за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а также безвозмездная финансовая помощь за счет указанных органов должны предоставляться военнослужащим по месту их военной службы.

     

    При желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, а по избранному месту постоянного жительства они обеспечиваются жильем органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Вместе с тем требования военнослужащих о предоставлении им жилых помещений не по месту их военной службы за счет фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения с военной службы. В этих случаях нуждающиеся в улучшении жилищных условий военнослужащие, проходящие службу в указанных органах, частях и учреждениях и подлежащие увольнению, вправе претендовать на получение этого жилья,

     

    23. Пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жильем по установленным нормам, распространяется на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     

    Предусмотренную пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту постоянного жительства органами местного самоуправления, в том числе и за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения, требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном пунктами 13 и 14 статьи 15 того же Федерального закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета таких военнослужащих, в соответствии с которыми желание военнослужащего получить жилое помещение от органов местного самоуправления избранного постоянного места жительства должно быть выражено в форме рапорта по команде и заявления на имя главы муниципального образования.

     

    24. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пункты "а" и "б" части 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

     

    Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

     

    В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются.

     

    25. В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

     

    В том случае если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный "Положением о порядке прохождения военной службы" порядок увольнения военнослужащего (не обеспечен положенными видами довольствия, не предоставлен отпуск и др.), должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.

     

    В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

     

    26. При рассмотрении жалоб военнослужащих, связанных с нарушением их законных прав и интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

     

    Рекомендовать судам кассационной и надзорной инстанций усилить надзор за рассмотрением судами первой инстанции дел по искам и жалобам о нарушении законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.

     

    27. В связи с принятием настоящего постановления исключить последнее предложение из абзаца второго пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 года N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 25 октября 1996 года N 10).

     

     

    Председатель

    Верховного Суда

    Российской Федерации

    В.Лебедев

     

     Секретарь Пленума,

    судья Верховного Суда

    Российской Федерации

    В.Демидов

     

     

     

    Текст документа сверен по:

    Российская газета,

    N 39, 24.02.2000

     



     

    Поделиться:

    Также рекомендуем почитать:
    | Презентация Книги памяти «Убиты в Калинине, захоронены в Медном»
    | Жертв Катыни вспомнили поименно «Мемориал» представил книгу захороненных в Медном польских военнопленных
    | На Колыме создают историко-туристический проект на основе бывших сталинских лагерей
    Карта мемориалов жертвам политических репрессий в Прикамье
    Ссыльные в Соликамске
    ПАЛАЧИ. Кто был организатором большого террора в Прикамье?
    | Не кричи, не плачь…
    | Мне повезло
    | Главная страница, О проекте

    blog comments powered by Disqus