Отправленный на учения к украинской границе солдат-«срочник» вернулся на место постоянной дислокации, отказавшись подписать контракт


Руководитель Саратовского «Союза солдатских матерей» Лидия Свиридова написала в рассылке правозащитной группы «Лишний солдат» о том, как солдата-«срочника» Камышинской десантно-штурмовой бригады Дмитрия Есина настойчиво заставляли подписать контракт. Это происходило на территории Ростовской области, куда десантников еа минувшей неделе перебросили из Камышина (Волгоградская область). Родственница Дмитрия, опасаясь, что после подписания контракта его попытаются отправить на территорию Украины для участия в боевых действиях, обратилась за помощью в «Союз солдатских матерей» Саратова.

«Практически ежедневно, - пишет Л. Свиридова, - его  мама получала у нас консультации, а журналисты ежедневно контролировали действия командования. Да, на него давили. Да, его унижали. Но парень стоял на своем, другие брали с него пример.  Результат: отказавшихся подписывать контракты оказалось много, вчера их  всех вернули к месту службы в г.Камышин…  Подписавших контракты в конце прошлой недели увезли в неизвестном направлении, ничего им не объяснив».

Описанная Лидией Свиридовой ситуация, к сожалению, далеко не единична. На сайте http://www.realarmy.org/o-prave-otkazatsya-ot-uchastiya-v-voennom-konflikte/ опубликованы рекомендации адвоката Александра Осовцова по вопросу о том, как действовать российским военным, которых незаконно посылают в Украину.

Тем военнослужащим, кто в военном конфликте на Украине или может оказаться в роли участника военного конфликта на Украине с российской стороны важно знать следующее:

1. По действующему российскому законодательству, включая подзаконные акты военного ведомства и других силовых структур, каждый военнослужащий при получении приказа имеет право потребовать его в письменной форме. К ситуации направления военнослужащих в любые районы спецопераций, боевых действий, КТО и т.п. это относится в полном объёме, а уж за пределами РФ — тем более.

2. В случае не предоставления приказа в письменной форме о действиях, указанных в п.1, военнослужащий имеет право отказаться от выполнения приказа.

3. Во время чеченской войны несколько сотен российских солдат и офицеров отказались участвовать в боевых действиях, и ни один из них не понёс уголовной ответственности.

4. В случае привлечения любого из российских военнослужащих, которые откажутся от выполнения такого рода приказов в отношении боевых действий в Украине к уголовной ответственности я готов лично, как российский адвокат, осуществлять их защиту, или помогу найти другого квалифицированного и порядочного адвоката.

5. Я прекрасно понимаю, что мне легче рассуждать о приказах, границах правового поля и т.п., чем тем, кто окажется в подобных обстоятельствах, принять решение отказаться подчиняться вышестоящим. Но я верю, что такие найдутся, и готов быть рядом с ними.
Участие в преступной агрессии — преступление против морали. Выполнение заведомо преступного приказа — уголовное преступление.

Ниже дополнительно приведен комментарий юриста Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Арсения Левинсона.

1. Право потребовать приказ в письменной форме вытекает из статьи 24 Конституции РФ, согласно которой «должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Иное законом не предусмотрено. Таким образом, военнослужащий требующий приказ о выполнении им некой боевой задачи в письменной форме — действует законно.

2. Право отказаться от незаконного приказа закреплено в Уголовном Кодексе РФ — «неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность» (статья 42). Если приказ о направлении на боевые действия законен — проблем с его письменной формой быть не должно.

Итак, подписывать или не подписывать контракт зависит только от самого солдата. И никто не имеет права сделать это против его воли. А направлять солдат-срочников участвовать в боевых действиях за пределами своей страны на необъявленной войне тем более не законно.

Ирина Кизилова,

руководитель общественной правозащитной приемной

Пермского Молодежного «Мемориала», менеджер проекта «Имею право».

 При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведённого Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство».

Поделиться:

Рекомендуем:
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть вторая: «Как машина едет, думаю, сейчас меня заберут»
| Гулаг прямо здесь. Райта Ниедра (Шуста). Часть первая: «Нас старались ликвидировать»
| Арнаутова (Шадрина) Е.А.: «Родного отца не стала отцом называть» | фильм #403 МОЙ ГУЛАГ
Список «12 километра»
Узники проверочно-фильтрационных лагерей
Мартиролог репрессированных
| Любила его всей душой
| Оправдать свое существование на земле
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus