Исторический раздел:

Работа с архивными документами


Данный раздел составлен с учетом особенностей вопросов С1-С3 в заданиях ЕГЭ по истории. В основе задания – реальный документ из Пермского государственного архива новейшей истории (ПермГАНИ) или Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). К каждому документу прилагаются три вопроса. Ответы на них частично можно найти в самом тексте или необходимо использовать свои знания истории того периода. Причем, чаще всего, простого знания фактов недостаточно. Нужно делать выводы, анализировать, систематизировать свои знания. Для упрощения проверки данных заданий к вопросам прилагаются ответы.

С представленными документами возможна как письменная, так и устная работа. Кроме того, данные тексты могут быть иллюстрацией к таким темам как «Особенности сталинского тоталитарного режима», «СССР после Великой Отечественной войны», «Советская повседневность», «Сталинские репрессии».   

 

Документ №1.

Числа 20-25 июня я возвращался из первой клинической больницы от больной жены, проходя колхозным рынком, встретился с Захаровым Ф.Е (бывший зав. горторготделом гор. Молотова). При моем к нему вопросе «что ты ходишь по рынку», он ответил, что «что ж мне делать» доконали меня совсем – исключили из партии, жена больна, только что вывез сына из больницы. Я ему сказал, что не отчаивайся, все пройдет, после этого он повышенным, довольно громким тоном кричал, что «я себя в обиду не дам». Все эти Хмелевские, Захаровы и Зачепы меня еще попомнят. После того как я ему сказал, что ведь люди кругом и нужно говорить тише, он снова кричал, что меня даже на бюро Обкома не пригласили, исключая из партии, нарушили Устав, не вызвав меня на бюро и только потому, что Хмелевский боялся, чтобы на бюро я не раскрыл всю ихнюю лавочку и банкеты. Видя, что Захаров теряет умение вести себя на народе, я от него отошел и занялся покупками нужных мне продуктов. Поскольку Захаров нарушает тон и поведение себя в отношении Вас как руководителя областной парторганизации, я решил Вас об этом поставить в известность.

Письмо секретарю молотовского обкома ВКП(б) Хмелевскому К.М. 28.06.1948. Машинопись // ПермГАНИ. Ф.105. Оп.14. Д. 139. Л.26.

 

Вопросы к документу №1:

1)        Кому адресовано письмо? Укажите фамилию и должность. Что делает автор письма, когда слышит угрозы в адрес партийного и силового руководства области?

2)         Объясните, почему автор письма просит Захарова говорить тише? Чем Захаров угрожал партийному руководителю области?

3)        Почему автор решил написать данное письмо? Приведите собственное объяснение автора и, пользуясь своими знаниями истории, назовите другие две возможные причины написания подобного письма. 

 

Ответы на вопросы к документу №1:

1)        Письмо адресовано секретарю молотовского обкома ВКП(б) Хмелевскому К.М. Автор письма вначале посоветовал говорить тише, потом отошел и занялся покупками нужных ему товаров, а потом написал письмо – донос.

2)        В эпоху сталинских репрессий подобные разговоры расценивались как антисоветская агитация и могли стать причиной ареста. К тому же Захаров угрожал рассказать правду о шикарной жизни руководства обкома партии, в частности о банкетах.

3)        Собственное объяснение автора: Неправильное поведение Захарова в отношении  руководителя областной парторганизации.

Другие возможные причины написания письма: Во-первых, страх. События происходят в эпоху сталинских репрессий. Громкий разговор могли слышать другие, и тогда в их доносе автор письма тоже окажется виноватым. Во-вторых, желание выслужится перед руководством области.

 

Документ №2

Я работаю на заводе с 29.1.1940,… инвалид отечественной войны 2 группы… и ожидаю ребенка… А я живу по ул. 25го октября дом 81, кв.2, а спать приходится в дровянике, т.к. в квартире некуда поставить кровать, у них самих семья 9 человек на 20 квадратных метрах. Я подал заявление в жилищный отдел завода и меня включили в списки на новые дома. Но какие были сданы в эксплуатацию, но там не дали и нигде не дают, говорят ожидайте нового… Я писал в Москву Швернику Н.М. два письма от его они были направлены в министерство авиационной промышленности, а оттуда на директора завода и было указание определить мне жил площадь, уже третий месяц как пришло второе указание, но квартиры все нет. Я обращался в завком…и партком завода… и тут только обещания…

Заявление рабочего завода №19 им. Сталина, цех №72, Падучева А.А. – секретарю обкома ВКП(б). 11.6.1948 г. Рукопись // ПермГАНИ. Ф.105. Оп.14. Д. 516. Л. 48.

 

Вопросы к документу №2:

1)        Опишите жилищные условия рабочего завода Падучева А.А.

2)        Каким способом рабочий решал свою жилищную проблему? Перечислите 5 инстанций, в которые обращался рабочий.

3)        Пользуясь своими знаниями по истории, объясните причины такой ситуации с жильем и почему рабочий не может найти другую работу, которая позволит ему улучшить жилищные условия?

 

Ответы на вопросы к документу №2:

1)        Семью рабочего Падучева завод поселил  по ул. 25го октября дом 81, кв.2, где на 20 квадратных метрах уже жила другая семья из 9 человек. Кровать не вместилась. Падучеву и его беременной жене приходится спать в дровянике. Завод обещал дать квартиру в новостройках, но так и не дал.

2)        Рабочий написал: вначале заявление в жилищный отдел завода, потом письма в Москву Швернику, в молотовский обком ВКП(б),  в завком и партком завода.

3)        1948 год. Страна еще продолжает восстанавливаться после войны. Заводы не в состоянии обеспечить жильем растущее количество рабочих, но строятся новые дома. Однако, жилье в них получают вне очереди руководители завода и их близкие, или те, кто имеет блат. На заводах работают мобилизованные еще в годы войны рабочие, которые не могут без разрешения покидать свои места работы, поэтому вынуждены жить в тех условиях, которые обеспечивает для них завод.

 

Документ №3

…Это обращение выражает большое недовольство и возмущение среди рабочих масс, которые носят в своем сердце, но не имеют права говорить, ибо за правду бьют… Жизнь настала хорошая только для тех людей, которые этого не заслуживают - спекулянтам, жуликам, растратчикам, аферистам, которые допущены к руководству и эта шваль находится у власти… вы хотели ударить по спекулянтам, но ударили по самому сердцу рабочего, который работает за копейку…. Если добавили рабочему, зарабатывающему 300 руб. в месяц 10 руб., это ему надбавка на один только хлеб и то мало, ибо хлеб стоил 1 р. кг., а теперь 3р. 80 к., это значит 280% дороже, плюс к этому норму хлеба детям уменьшили… заработка с добавкой не хватает даже на выкупку месячного пайка, и от этих мизерных продуктов мы вынуждены половину продать для того, чтобы… позволить себе покушать по лишней картошке или купить ребенку чикушку молока… нет блата, нет знакомства, значит нет тебе жизни…. Даже соль и то нам попадает сплошная грязь, в то время, когда на рынке продается мешками белоснежная соль… что нас ждет. Приближается страшная зима и нас никто не обеспечивает топливом, а если дают 1-2 куб.м. … мы лишены кинотеатров, мы даже лишены в чистое одеваться… ибо не хватает средств на мыло, а в магазинах, где мы прикреплены, почти и не бывает…. Нам нечем больше дышать во всех отношениях  в нашей жизни…. Такое же (письмо) отправлено к Сталину в Москву.

Анонимное письмо. 1948.  Машинописная копия // ПермГАНИ. Ф.105. Оп.14. Д. 139. Л.41-43.

 

Вопросы к документу №3:

1)        Опираясь на текст письма, опишите проблемы повседневной жизни того времени. Перечислите не менее шести проблем.

2)        Подумайте, в связи с какими событиями 1948 г. написано это письмо?

3)        Почему автор скрыл свое настоящее имя? Аргументируйте свой ответ.

 

Ответы на вопросы к документу №3:

1)        Проблемы повседневной жизни, отмеченные автором письма:

1.Представители власти дискредитировали себя тем более качественным образом жизни.

2.Выросли цены на хлеб и прочие продукты и товары.

3.У рабочих низкие заработки.

4. Без блата и знакомств невозможно достойно жить.

5.В магазинах продаются некачественные продукты, например, соль с мусором. Многих товаров дефицит.

6.Рабочих никто не обеспечивает топливом, они лишены кинотеатров.

2)        Речь идет об отмене карточной системы и официальном росте цен.

3)        Письмо можно квалифицировать как антисоветское, в нем имеется критика власти и ее политики, а также экономической системы в целом.

 

Документ №4

Товарищ главный коммунист! По конституции в нашей стране  свобода вероисповедания. Ведь да? Так? Или нет? А ведь на самом деле нет! И вот почему. Сегодня в селе Лобаново на кладбище пришли местные люди, чтоб принести дань уважения и вспомнить умерших. Пришел поп из Кольцова, должен был служить на могилах, ведь мы живем в свободной стране… Но вот пришли председатель сельсовета Дружинин и директор школы Лобаново и увели священника в сельсовет, не дали ему служить, наверное, ругали его, обзывали… Вы осуждаете, что в других странах дела и слова расходятся, а у нас что? Мы верующие этим возмущены и подавлены. Будем писать Сталину, а то и сами поедем. Понятно, что это местные заправилы хозяйничают. Что это борьба с религией?

Письмо в Молотовский обком ВКП(б). От верующих села Лобаново Верхне-Муллинского района. 17.6.48. Рукопись// ПермГАНИ. Ф.105. Оп.14. Д. 516. Л.14-14об.

 

Вопросы к документу №4:

1)        Опишите противоречие, которое заметили жители села Лобаново.

2)        Какие последствия могло иметь такое письмо?

3)        Найдите в письме два примера воздействия советской идеологической системы.

 

Ответы на вопросы к документу №4:

1)        По конституции в СССР объявлена свобода вероисповедания, а на деле власти всячески препятствовали религиозной деятельности (попу из села Кольцово не дали служить на могилах, увели в сельсовет, ругали и обзывали).

2)        Последствия письма:  Усилится антирелигиозная деятельность парторганизации села: среди колхозников, рабочих и служащих сала Лобаново будут проводиться собрания с целью разъяснения вреда религиозных предрассудков, будут организованы лекции на естественно научные темы.

3)        Примеры воздействия советской идеологии:

1.Вера в то, что виноваты в нарушениях конституции только «местные заправилы», а система тут совершенно не причем.

2.За справедливостью верующие обращаются в обком партии и лично к Сталину. Сказался непогрешимый мифологический образ вождя.

 

Документ №5

 За прогулы на заводах им. Сталина, им Молотова, им Дзержинского – г. Молотов… оформлено и передано в народные суды… за 5 месяцев 1948 г… 1942 (дела), …оправдано – 271 человек… Поучительным является также дело работницы Варавка Ефросиньи Федоровны, которая работая на заводе не имела квартиры и спала в цехе. В результате простыла и заболела. После болезни поступила работать на другой завод, где ей предоставили квартиру, за что была отдана под суд…

Работница алебастрового завода попала под суд за опоздание не 18 минут…

Рабочий завода им Сталина т. Галкин получил специальность формовщика 4 разряда, но его как молодого рабочего перевели на промывку деталей чернорабочим. … заработок резко сократился. Имея на иждивении больную мать и малолетнюю сестру, тов. Галкин не мог приобрести обувь… сделал прогул, за что был осужден...

Значительное количество прогулов совершено рабочими из-за ненормальных условий работы на самом производстве – использование рабочих не по специальности и др., а также плохих материально-бытовых условий – отсутствие одежды, обуви, жилья и т.д.

Справка о результатах проверки и изучения практики отдачи рабочих под суд за прогулы в промышленных предприятиях области. // ПермГАНИ. Ф.105. Оп.14. Д. 442.

 

Вопросы к документу №5:

1)        Перечислите причины, по которым, согласно данному документу, рабочие промышленных предприятий совершали прогулы в послевоенные годы.

2)        Опишите профессиональную ситуацию, в которой оказался рабочий Галкин. Используя текст и знания истории, опишите два варианта  действий (законный и незаконный), которые мог совершить этот рабочий для решения своей проблемы.

3)        Объясните, почему за опоздания и прогулы рабочих в послевоенные годы отдавали под суд и отправляли в лагеря?

 

Ответы на вопросы к документу №5:

1)        Причины прогулов: ненормальные условия работы на самом производстве – использование рабочих не по специальности и др., а также плохие материально-бытовые условия – отсутствие одежды, обуви, жилья.

2)        Галкин был рабочим завода им Сталина. Он получил специальность формовщика 4 разряда, но его как молодого рабочего перевели на промывку деталей чернорабочим. В результате, его заработок резко сократился. Незаконный вариант решения проблемы: пойти подработать в другое место и прогулять работу на заводе. Законный вариант: написать письмо, например, в обком партии.

3)        Главная причина столь радикального наказания за прогулы и опоздания – особенности сталинского тоталитарного режима. Люди воспринимались как винтики большой машины, они не должны были нарушать нормы, предписанные властью. События, описанные в документе, происходили в 1948 году. Война давно была позади, рациональной потребности в столь жестких мерах уже не было. 

 

Документ №6

В Батумском морском порту состоялось открытое собрание, на котором был обсужден вопрос о борьбе с пережитками капитализма в сознании людей. Редакция областной газеты «Батумский рабочий» посвятила этому собранию  целую страницу, сопроводив ее крикливым заголовком «Искореним пережитки капитализма в сознании людей!» Вместо того, чтоб делать соответствующие выводы…, доходчиво разъяснить вредность пережитков…, газета занялась описанием всевозможных сенсаций, привела много фактов, свидетельствующих о нечестном отношении отдельных работников порта к социалистической собственности, о бытовом разложении, хулиганстве, воровстве, зажиме критики и тому подобное, создающих впечатление у читателей о массовости таких явлений…

Докладная записка секретарю ЦК Суслову М.А. 13.2.1952 // РГАСПИ Ф. 17. Оп. 132. Д.529. С.32

 

Вопросы к документу №6:

1)        Что, согласно данному тексту, в газете было названо «пережитками капитализма»?

2)        Почему описание в газете «Батумский рабочий» нечестного отношения к социалистической собственности и зажима критики вызвало нарекания у автора докладной записки?

3)        Опираясь на текст документа и собственные знания истории, перечислите три важных советских мифа сталинской эпохи.

 

Ответы на вопросы к документу №6:

1)        Газета называла «пережитками капитализма»: нечестное отношение к социалистической собственности, бытовое разложение, хулиганство, воровство, зажим критики.

2)        Авторы докладной записки недовольны тем, что факты, описанные в газете «Батумский рабочий», создают у читателей впечатление массовости таких явлений.

3)        Советские мифы:

  1. Все недостатки могут быть только «отдельными» (не массовыми).
  2. СССР – великая и самая комфортная для жизни страна в мире.
  3. Сталин – отец народов, он заботится о каждом гражданине страны.
  4. 4.      Пережитки капитализма мешают жить лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документ №7.

Зам начальника Совинформбюро Т. Пономарев просит разрешения опубликовать  в американском журнале «Нью Массес» статью Вишневского по поводу постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Статья Вишневского далеко не охватывает постановления ЦК ВКП(б), но написана она живо и при некоторых исправлениях и добавлениях могла бы быть с пользой опубликована в иностранной прессе… Нужно… более отчетливо сказать о том, как понимают советские писатели свое назначение в общественной жизни, о реакционной сущности теории «искусство ради искусства» и о том, что передовая русская общественность относилась с презрением к символистам, имажинистам, акмеистам, декадентам всех мастей, как к представителям мракобесия и ренегатства в политике и искусстве. Требует исправления также то место статьи, где автор говорит о Зощенко. Нельзя писать, что сатирические рассказы Зощенко в 1922 г. «били мещан, обывателей… Но потом в стране произошли грандиозные изменения». Напротив, нужно сказать о том, что Зощенко клеветнически изображал сов людей – героических строителей социализма – глумился над советским бытом, сов порядками, копался в мелочах быта.

Совинформбюро следовало бы не ограничиваться статьей Вишневского, опубликовать за границей еще несколько статей и интервью наиболее видных советских писателей, которые, ознакомившись с иностранной прессой, дали бы достойный отпор враждебным высказываниям.

Жданову А. от  Александрова Г. Письмо предано зам начальника Совинформбюро  Б. Пономареву. 1946 г.// РГАСПИ Ф. 17. Оп. 125. Д.391.Л.89.

 

Вопросы к документу №7:

1)        Внимательно прочитайте текст и объясните, зачем понадобилось публиковать в Америке статью Вишневского?

2)        В чем власти обвиняли Зощенко и других писателей? В связи с какими событиями начало звучать имя М. Зощенко в 1946 г.? Чье еще имя звучало тогда? Перечислите, какие еще категории деятелей культуры подверглись критике?

3)        Объясните, зачем власти понадобилось критиковать писателей?

 

Ответы на вопросы к документу №7:

1)        Статья Вишневского была ответом на реакцию иностранной прессы по поводу критики Зощенко.

2)        Зощенко обвинили в том, что он клеветнически изображал советских людей – героических строителей социализма – глумился над советским бытом, советскими порядками, копался в мелочах быта. В том же постановлении звучало имя Анны Ахматовой. В тот же год были выпущены постановления ЦК ВКП (б) о репертуаре драматических театров и кинофильме «Большая жизнь», то есть критике подверглись не только писатели и поэты, но и театральные деятели, режиссеры, и кинематографисты.

3)        Любая деятельность или сфера жизни в сталинскую эпоху тоталитаризма должна была носить политический характер. Свободы творчества в СССР не было. Поэтому писатели не должны были заниматься «искусством ради искусства», самовыражаться в творчестве, писать, например, про любовь. Безыдейная литература была не нужна. В любой литературе должна была присутствовать политика, идеология. Писатель должен был, например, заниматься воспитанием читателя в советском патриотическом духе, критиковать недостатки буржуазного образа жизни, в жанре соцреализма описывать достоинства всего советского и т.д.




Перейти к оглавлению

Свои замечания и дополнения отправляйте на электронную почту пермского Молодёжного «Мемориала» pmem@yandex.ru.

Поделиться:

blog comments powered by Disqus