Исторический раздел:

Из протокола допроса свидетеля по делу о расхищении имущества «раскулаченных»


[3 сентября 1931 года] [1]

[Суксунский район

Уральской области][2]

 

3 сентября 1931 г. Я,[3] Следователь Суксунского р-на Сибронгин руководствуясь ст. УПК допрашивал в качестве свидетеля нижепоименованного, который, будучи предупрежден об ответственности за ложное показание сообщил:

  1. Фамилия, имя, отчество Сюзева Матрена Яковлевна
  2. Возраст 44 лет
  3. Местожительство с. Б.- Ключи
  4. Партийность б/парт.
  5. Образование не грамотная
  6. Профессия, род занятий и место службы
  7. Социальное положение крестьянка, единоличница
  8. Имущественное положение ничего не имею
  9. Сведения о судимости. по ст. 175 в 1929 г. наказание отбыла
  10. Отношение к сторонам чужая

Зимой 1930 г. при раскулачивании Захарова Матвея Мих[айловича]. – б. председателем Ключевского с/сов[ета]. Хахилевым была присвоена целая новая овчинная шуба, которая была им надета тут же в доме Захарова и унесена. Слышала это не помню от кого, на чистке аппарата в с. Б. Ключи, летом 1930 г. Жившая у Хахилева коммунарка – Игошева Анна рассказывала мне тут же на чистке рассказывала мне, что у Хахилевых очень много кулацких вещей 3 ящика полных. Это слышал выселенный и находящийся  в  гор. Чердыни – Коклемин  Дмитрий Федорович.

Весной 1930 г. при выселении и раскулачивании у гр-ки Изгагиной Марии Ивановны, Хахилевым были увезено прямо к себе на квартиру 1 воз с имуществом – около 30 метров в занавесках, скатерти, платье и т.д. На увезенном в то же время волосяном матраце из тика с голубыми полосками, 2-х спальном и сейчас спит Хахилев. Кроме матраца находится сейчас у Хахилева взятое у Изгагиной одеяло и несколько подушек.

Часть платьев была передана Хахилевым в коммуну, а остальное осталось все у него.

После выселения весной 1930 г. Хахилев начал ходить в одежде раскулаченных. И сейчас Хахилевы обменивают кулацкие сарафаны на детские одеяла.

В прошлом году – б[ывшая] сторожиха с/совета – Завьялова Александра Андреевна, которая сейчас живет в с. Б. –Ключи, рассказывала мне, что в с/совет было привезено изъятое у Захарова Матвея Михайловича имущество, как-то: кожи, сапоги, ботинки, шерсть, мед и т.д. и что эти вещи понемногу начали куда-то исчезать.

Весной 1930 г. в момент раскулачивания, живший в Ключах участковый милиционер Шавкунов, не знаю точно из чьего, но из кулацкого имущества, было присвоено себе пестрядь с красными и желтыми полосками; белый холст, разные скатерти, половики разных цветов, одни из них пестрые, синие с красным, другие узорчатые, пуховая новая шаль.

Во время раскулачивания Захарова Матвея Мих. – Шавкунов  присвоил себе доху из диких коз и валенки вышитые красным гарусом - «Кухмарские». Жена Шавкунова сама мне рассказывала, что ее муж – Шавкунов дал ей целые дамские валенки, которые мне и показывала, но чьи и откуда – не сказала.

Зимой  1930 г. не помню от какой  гр-ки, я слышала, что привозимые в с/совет кулацкие курицы кололись Шавкуновым  и были съедены.

К Шавкуновым я ходила часто и жена его не раз показывая мне то или иное имущество говорила что Вася себе это отложил.

Зимой 1930 г. при раскулачивании Кузнецова Трофима Трофимовича – Шавкуновым была присвоена женская суконная шуба черного цвета – про это мне рассказывала Завьялова Марфа, быв[шая] в то время сторожихой в Ключевском с/совете.

Нынче весной я от гр[аждан]ки Петуховой  Хавроньи Михайловны - из с. Ключи – слышала, что Хахилев дал своей любовнице Чебыкиной Елене Степановне кулацкие чесанки с калошами, пуховую шаль и бумагу для чулков, о чем сама Чебыкина похвастала Петуховой.

В прошлом 1930 г. Хахилев будучи председателем с/совета укрывал от выселения и раскулачивания вдову – кулачку – Клавдию Мисаиловну Брагину – Пастухову, за что она была с Хахилевым в близких отношениях; - об этом знает все население, в частности Завьялова Марфа и Лаврова Любовь Николаевна – из с. Б – Ключи.

Брагина – Пастухова была выселена уже в бытность председателем с/совета – Змазова, нынче весной.

Нынче летом 1931 г. гр-ка Чебыкина Парасковья рассказывала мне, что нынче весной жена Змазова взяла из сундука раскулаченного Ив. Кирилловича Чебыкина – шелковый сарафан и сшила из него себе кофту.

Нынче весной были раскулачены хозяйства Захарова Петра Степановича и Чиркова Николая Порфирьевича у которых в числе разного имущества были изъяты суконные кафтаны, шубы, брюки. [4]

ГАПК. Ф. р-1617. Оп. 2. Д. 1. Л. 99-100. Подлинник. Рукопись.



[1] Установлено из содержания документа и другим документам дела.

[2] Установлено из содержания документа.

[3] Далее одно слово неразборчиво

[4] Далее текст документа утрачен

Поделиться:

Рекомендуем:
| Реконструкция Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД»
| «Дело врачей». Выставка в Музее истории ГУЛАГа с 5 апреля по 30 июня 2024 года.
| Не «обижать» старую общественность. Луначарский, Рыков и заслуженные артисты
Компас призывника
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
Карта мемориалов жертвам политических репрессий в Прикамье
| Меня спас Вагнер
| Для тебя средь детей не бывало чужих
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus