Исторический раздел:

Выписка из докладной записки уполномоченного по проведению посевной кампании в Березовском районе Деменева в Верхне-Камский окружком ВКП(б), Верхне-Камскую окрКК-РКИ и Верхне-Камский окрисполком о массовых антиколхозных выступлениях женщин


25 марта 1930 г.

[Верхне-Камский округ

Уральской области]

 

С 23 марта в Березовском районе начались массовые выходы из колхозов путем подачи коллективных списков. Есть масса случаев, когда фигурируют в списках лица, которые совершенно не думают выходить из колхоза. Мужского населения дома нет, а это проделывают исключительно женщины. Выход из колхозов принял характер буйства женщин, приходя в сельсовет, массовым криком об исключении их из колхоза.

В Щекинском с/совете женщины схватили зам. пред. c/совета и чуть ему не оторвали рукава от пиджака, в то же время остоповали[1] уполномоченного по посевной кампании т. Шадрина, участие в этом приняли женщины трех деревень (Щекино, Б-Липова и М-Липова). Второй день эти толпы женщин ходят по деревням, большая из них часть пьяная. Список ими составлен на 27 человек, но из этих 27 человек сегодня четверо вернулись, заявляя, что их записали без ихнего ведома. Есть сведения, что начало этому движению положил Щекинский мед. фельдшер и еще один зажиточный старик. Фельдшер ведет антиколхозную агитацию за брагой и вином с женщинами, говорят, что в Усть-Ленвенском районе распались колхозы, что из колхозов ничего не выйдет и запугивают женщин жизнью в колхозах. Старик же получил якобы письмо от сына из Сибири (его сын с [19]19-го года был без вести – скрывался как активный участник при Колчаке), в котором пишет, чтоб односельчане не входили в колхоз, давая для этого ряд характеристик состояния колхозов в Сибири, пишет «ужасы в колхозах». Когда спросили этого старика, где его письмо, то он говорит, что его направил в Усолье сыну, т. к. он там работает.

В деревне Сороковой того же с/совета аналогичное выступление женщин. Этим делом руководят кулаки Репин Павел Андреевич и Лапаев Ермолай Ант[онович]. Приехали из Соликамска и повели агитацию о том, что колхозы повсюду развалились, идет война, в Перми переполнено ранеными и т.д. После разъяснения нашими уполномоченными беднота вернулась в колхоз и вынесла решение их немедленно выселить, а то при них не может существовать колхоз, и еще плюс к ним вновь решили выселить одного кулака. В остальных деревнях этого совета тоже идет только колебание среди женщин. В селе Касиб обнаружен список подписей колхозниц о выходе из колхоза, проведено ряд подпольных собраний ночью, орудуют исключительно женщины. Руководство этим движением по имеющимся данным принадлежит Касибскому попу, который через псаломщика женщинам проводил запись о выходе, с ним до пяти кулаков. Все это началось одновременно в центрах с/с Касиб, Щекино, Сороковая, а потом Рассохи, почти везде запугивают тем, что вот скоро будут белые, и по вашим спискам колхозов будут расстреливать, и выход начинается с первых в списке.

 

Верно: зав. информ. ОК                                   Зайков

 

ПермГАНИ. Ф. 156. Оп. 1. Д. 276. Л. 67. Заверенная  копия. Машинопись.



[1] Так в документе. Скорее всего имеется в виду – «остановили», «задержали». 

 

Поделиться:

Рекомендуем:
| Есть ли срок у презрения трудящихся? Отвечает Андрей Вышинский
| Варлам Шаламов и противоречия советской индустриализации
| Проект «Kogu Me Lugu». Интервью Хейно Пертеля
Без вины виноватые
Карта мемориалов жертвам политических репрессий в Прикамье
История строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината и г. Краснокамска в 1930-е гг.
| Национальность свою никогда не скрывал
| Меня звали вражинкой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus