Гражданский раздел:
  • Гражданские сезоны.Пермские дни памяти
  • Право на альтернативу
  • Библиотека
  • Архив проектов
  • Годовые отчёты

  • Введение в курс


    Этот раздел будет полезен, в первую очередь, психологам, работающим с пожилыми людьми. Здесь мы рассказали о том, как определяли тематику курсов, что брали за основу, как структурировали курс. Мы постарались также показать сложности и проблемы, с которыми столкнулись при проведении занятий.

     

    Курс «Психология для себя» 

    Здоровый человек – это не только тот, кто не болеет,

    но и тот, у которого тело и дух находятся в гармонии.

    (Китайская мудрость)

     

    Александра Скалиух,

    психолог, тренер курса

    Ни для кого не секрет, что люди, которые вышли на пенсию и не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в психологическом смысле занятием, во многих случаях начинают болеть различными болезнями. Хорошо известно и прямо противоположное явление: активная жизнь людей пожилого возраста, наполненная решением разнообразных конкретных задач, не только оказывает благоприятное влияние на психическое состояние таких людей, но и позволяет избежать очень многих заболеваний.

    Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения,  требует выработки особых подходов, форм и методов работы с пожилыми людьми. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, отсутствие постоянной работы приводит к тому, что жизнь человека становиться беднее, в ней меньше положительных эмоций, возникает чувство одиночества и ненужности.

    Плюс ко всему нужно учитывать и специфику групп, с которыми мы встретимся на предстоящем тренинге. Речь идет о жертвах политических репрессий, получивших когда-то тяжелую психологическую травму в результате страданий, перенесенных в годы сталинского террора. С самого начала мы отказались работать с посттравматическим синдромом, сознательно отказали себе в праве глубоко погрузиться в  эту тему. Осторожность в такой ситуации гораздо более продуктивна, чем бестактное вмешательство в личную жизнь человека.

    Сотрудники проекта «Вместе!» предложили методики работы с пожилыми людьми, одну из которых мы обозначили как курс «Психология для себя». Курс состоит из пяти тематических блоков, которые, как нам кажется, больше всего актуальны для пожилых людей, учитывая  их психологические особенности.

     

    1 блок. «Обретение душевного покоя»

    Почему мы взяли именно этот блок?

    Размышляя о тех, с кем мне предстояло работать, я нашла следующую «болевую точку»: сегодня, когда нашим пожилым соотечественникам подошло время подведения итогов прожитой жизни, осмысления ее результатов, в обществе произошли революционные преобразования. Многие идеалы, ради которых они жили и трудились, низвергнуты. Причем переворот произошел практически в одночасье, очень жестко, без попыток перенесения в новую жизнь того хорошего, что было до перестройки.

    Зачастую молодые ранят пожилых людей обвинениями в том, что они «не так жили», «молчали», «ничего не заработали». А что старики? Порой жизнь представляется им выжженной пустыней: нет здоровья, ушли близкие и друзья, на кого можно было опереться, с кем было приятно общаться. Материальное положение кажется не просто плохим, но безнадежным, когда ничего изменить уже нельзя.

    А вокруг кипит жизнь – чужая и непонятная. Пожилой человек опускает руки, не видит ничего хорошего в настоящем и будущем, ему горько за прожитые годы. Особенно это характерно для одиноких людей.

    Предложение поучаствовать в психологическом тренинге многие из них воспринимают настороженно: «что за холера такая?».

    Как найти контакт, как установить атмосферу доверия?

    Приведу в пример лишь один тренинг – блок «Обретение душевного покоя». Первая часть – разминка. Участники уже написали свои имена на листочках бумаги и прикрепили их на груди. Прошу каждого сделать маленькое сообщение: «Назовите свое имя. Что оно означает? Может быть, вас назвали в честь кого-то?»

    Второе  сообщение – «Река моего детства»: где купались в детстве, в какие игры тогда играли?" Перед упражнением принимаем правило лаконичных сообщений, и я на собственном примере показываю, как выполнить это правило. Постепенно налаживается совместная динамичная работа с равноправным участием всех членов группы.

    Сообщение о реке (озере, море, ручье) детства окунает нас в приятные воспоминания. Даже, если детство было военное, голодное… Лица постепенно светлеют, атмосфера меняется на глазах. Впрочем, появляются желающие перевести разговор на другие темы: политику, критику решений власти и т.д. Обращаюсь к группе и спрашиваю: «Что интереснее сейчас – митинг или тренинг?» Неизменно хотят продолжения занятия. Но при всем том «зачинщик» политических дебатов выслушан и услышан, поэтому участвует в работе наравне со всеми.

    Еще одна проблема – неожиданные и такие понятные слезы у кого-нибудь из участников. Воспоминания будят образы прошлого. Другие участники группы стараются успокоить плачущего. Здесь главное найти нужный тон и слова, чтобы человек не замкнулся,  проговорил, сформулировал причину своей печали. Чаще всего причина –  потеря близких или боль за сбившихся с пути детей, внуков. Я заметила, что те люди, кто всплакнул в круге и смог рассказать о себе, после окончания тренинга говорят, что им стало легче, благодарят группу и часто приходят на индивидуальную консультацию.

    Вторая часть тренинга – упражнение «Добрые слова». Группу разбиваем на 2 равные части. Организуем внутреннее и внешнее кольцо, люди стоят лицом друг к другу. Психолог просит участников внутреннего круга сказать коллегам из внешнего круга какие-то добрые слова (по парам). Затем пары сменяются (внешний круг делает шаг вправо), участники из внутреннего круга продолжают говорить добрые слова новым собеседникам. Затем через 3-4 человека роли  меняются, те, кто молчали, теперь говорят. После окончания упражнения в общем круге проговариваем чувства, с которыми участники говорили и слушали добрые слова. Затем я прошу ответить: «О чем это упражнение? Что было проще – говорить или слушать? Как вы думаете, почему?»

    Наша работа подходит к третьему упражнению – медитации. Пожилые люди идут на эту процедуру с готовностью, а после ее окончания не сразу выходят из расслабленного состояния. Тогда я выключаю музыку, подхожу к человеку и аккуратно возвращаю его в круг. Текст медитации может быть разный, но обязательно – успокаивающий.

    После медитации всем участникам предлагаю выбрать одну из красочных открыток, приготовленных заранее. Затем делю всех на «тройки» или «четверки», в которых они обсуждают следующие вопросы: «Какое чувство владело вами во время медитации? Что вспомнилось? Как связано изображение на открытке с тем, что было в медитации?» Обхожу по очереди все группы и помогаю участникам разговора.

    Затем возвращаемся в большой круг, обмениваемся впечатлениями. Если есть еще время, делаем упражнение «Голь на выдумки хитра». Обмениваемся теми маленькими хитростями, которые позволяют «из ничего сделать конфетку». Это могут быть рецепты кушаний из простых продуктов, но необычного приготовления, способы переделки старых вещей и т. д. Упражнение проходит всегда очень весело. Напоследок я организую дыхательные и разминочные упражнения. Мы благодарим друг друга за работу и расстаемся добрыми друзьями.

    2 блок: «Как поднять себе настроение, когда всё вокруг «плохо»

    Остановившись подробнее на описании предыдущего блока, мы решили  остальные показать  более схематично, учитывая то, что каждый профессиональный психолог будет наполнять их сам. Вопрос, вынесенный в название блока, на первый взгляд, может показаться актуальным только для молодых людей. На самом деле эта тема актуальна  и востребована для всех возрастов, у каждого найдутся такие моменты и периоды в жизни,. когда «всё вокруг «плохо».

    В начале занятия я обычно прошу пожилых людей  рассказать, с каким настроением они пришли к нам сегодня? Умеют ли они поднимать себе настроение? Как они это делают?

    Выясняем, что каждый из присутствующих владеет неким набором способов и действий в тяжелых жизненных ситуациях. Важно только помочь переставить акцент с  самих трудностей на умение самостоятельно пережить, преодолеть их, изменить свое настроение. Пожилые люди с готовностью рассказывают о трудных жизненных ситуациях и о том, как они выходят из них.

    Далее мы подводим итог этой части занятия и переходим к теоретической части. В форме короткой лекции рассказываю пожилым советы профессиональных психологов по борьбе с плохим настроением. Делается акцент на том, что хорошее настроение достигается путем большой внутренней каждодневной работы.

    Как показывает наша практика, пожилым очень импонирует профессиональная позиция консультанта – заинтересованного слушателя. Слушателя, который, с одной стороны, внимательно выслушивает жалобы и жизненные истории, а с другой стороны отыскивает в этих историях иной, жизнеутверждающий смысл. В конце концов, он помогает пациенту переосмыслить свое существование, пересоздать свою жизненную историю желанным ему образом.

    3 блок «Релаксация»

    Пожилые люди переживают очень много стрессов. Начиная со стресса, связанного с  окончанием трудовой деятельности, до обусловленных физическими недомоганиями,

    При этом немаловажно было понимать специфику нашей группы – это репрессированные, получившие  психологическую травму, в результате страданий, перенесенных в годы политических репрессий.

    Но мы не сделали нашей целью работу с посттравматическим синдромом, так как в рамках тренинга не могли позволить себе глубоко погрузиться в  эту тему. Мы использовали курс медитаций, направленный на саморегуляцию.

    Релаксационным техникам лучше всего обучаться под руководством специалиста.

     

    4 блок «Как поддерживать функции памяти»

    Почему именно этот блок? Какие именно особенности пожилого возраста повлияли на выбор?

    Большинство умственных навыков не затрагиваются старением. Тем не менее, может уменьшаться скорость выполнения умственных и физических операций. Но эти изменения можно отнести за счет ухудшения здоровья, социальной изоляции, недостатка образования, бедности и слабости мотивации.

    Кроме того, в старости наблюдается некоторое нарушение вторичной (долговременной) памяти, особенно в части запоминания новой информации. Процессы обучения практически не затрагиваются возрастными изменениями, так же, как и сенсорная память, первичная память и память на отдаленные события (Г. Крайг. Психология развития).

    В данном блоке (он, скорее, теоретический) мы говорим о методах запоминания, о возможности сохранять функции памяти, о тех психических процессах, которые лежат в основе памяти и иногда берут на себя часть ее функций.

     

    5 блок «Конфликты и пути их решения»

    На начальном этапе этого блока мы обычно просим пожилых людей рассказать о своем понимании конфликта. Подробно рассматриваем виды конфликтов и способы выхода из них.

    Участники тренинга должны усвоить основной постулат: долгожители склонны воспринимать всё, что происходит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких-то внешних сил; что именно долгожители чаще всего являются личностями, берущими на себя ответственность за свою судьбу, чувствующими себя ее хозяевами.

     

    Важные замечания

    В каждом блоке мы использовали ряд психологических упражнений, медитаций, информационных отступлений, при этом старались учитывать все риски, на которые может вывести то или иное упражнение.

    Нами была разработана методика, в результате которой пожилые люди могут заново оценить свои жизненные ситуации, взять на себя ответственность за проблемы со здоровьем и настроением, научится заново радоваться жизни, активно слушать друг друга.

    Важно также отметить, что с некоторыми группами мы не шли по намеченному ранее плану занятия и переключались на другие темы. Мы не считаем это проблемой, скорее, это особенность нашего курса. Ведь главное для нас – сами пожилые люди, их индивидуальности, сложности, проблемы.

    Важным итогом курса можно считать то, что его слушателям – пожилым людям – психология стала интересна как наука, и то, что многие из них после тренингов обратились за профессиональной помощью специалиста-психолога.

    Ещё важное замечание: группы функционируют лучше, когда их участники испытывают ощущение конфиденциальности – то есть уверенности в том, что сказанное ими в процессе работы не будет разглашаться за пределами группы.

    Выбор места проведения группы также очень важен. Необходимо обеспечить такие условия (помещение и обстановка), которые гарантируют отсутствие внешних раздражителей. Очень мешают посторонние люди, заходящие то и дело в помещение во время тренинга, или те, кто  работают в том же помещении, где проходит тренинг.

    Обучение на наших курсах прошли три тренинговые группы. В группах собиралось от десяти до пятнадцати человек. Работали по 1,5 – 2 часа, что обусловлено состоянием здоровья участников.

    В каждой группе были волонтеры, которые помогали перед занятиями организовать пространство, расставляли стулья в круг по количеству собравшихся,  настраивали музыкальную аппаратуру (мы использовали обычный музыкальный центр), готовили стол с  кофе-брейком (к которому участникам тренинга можно было подходить до и после занятия). Музыка начинала звучать еще до прихода пожилых людей, они слышали ее «с порога», и это изначально настраивало их на спокойный рабочий лад. На дисках, в основном, была записана классика (кстати, много музыки для релаксации можно найти в Интернете).

    Волонтеры участвовали и в  тренингах. Это важное условие – отсутствие в помещении, где идет тренинг, бездействующих, «наблюдающих» людей. Оно обеспечивает более эффективную коммуникацию и сосредоточение внимания. Каждое наше занятие заканчивалось чаепитием, во время которого волонтеры  исполняли для участников  их любимые песни.

    Были и серьезные трудности при  проведении курса. Например, приходилось считаться с неоднородным составом групп: по возрасту – люди от пятидесяти пяти до девяноста лет; по образованию – от младшей школы до вуза; по состоянию здоровья – от нормы до инвалидности (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату). Из-за физического состояния некоторые участники группы смогли присутствовать не на всех занятиях, что тоже осложняло групповую атмосферу и динамику занятий.

    Считаю, что мы добились хорошего результата. Пожилые стали более внимательно прислушиваться к себе, многие из них стали посещать новые тренинги и курсы. Одна из пожилых  женщин сказала: «Не думала, что в моем  возрасте еще есть чему учиться». Для многих курсы стали не только приятным времяпрепровождением и получением удовольствия, но, как все отметили, и возможностью вырваться из своих однообразных будней. Некоторые пожилые перестали просиживать целыми днями у телевизоров, смотреть однотипные шоу и телесериалы, начали читать книги по психологии, и вообще круг их интересов расширился.  

    Поделиться:

    Рекомендуем:
    | Евгений Евтушенко о «Мемориале»
    | Листопадов Е.И.: «Отправили семнадцатилетнего мальчишку в лагеря» | фильм #374 МОЙ ГУЛАГ
    | Близкие Олега Орлова опасаются за его состояние из-за изнуряющих поездок из СИЗО в суд
    Воспоминания узников ГУЛАГа
    Информация по спецпоселениям ГУЛАГа в г. Чусовом и Чусовском районе Пермского края, существовавших
    в 1930-1950-е годы

    Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929–1953)
    | Если ты ссыльный
    | Руки назад!
    | Главная страница, О проекте

    blog comments powered by Disqus