Перекрёсток современных пермских улиц Ленина и Куйбышева ежедневно пересекают тысячи прохожих и машин, сотни единиц городского транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев. Вокруг перекрёстка расположены важные краевые и городские учреждения: администрация губернатора Пермского края, пермская краевая филармония, гостиница «Урал», торговые центры… А ещё несколько десятилетий назад здесь было всё по-другому: в округе располагались лишь одно- и двухэтажные дома, а в квартале от перекрестка, вместо сквера располагалась главная площадь города – площадь Окулова.
На фотоснимке – деревянный дом, в котором жил Лейб Ицикович Райхруд. На заднем плане – строящееся здание Дома Советов, ныне – Законодательного Собрания Пермского края. Ориентировочно 1970 год.
На месте нынешнего торгового центра «Колизей Атриум» располагался дом по адресу: улица Ленина, 74 (по нумерации 1930-х годов), обычный двухэтажный жилой дом, каких в округе десятки. В списке «Мемориала» есть имя, связанное с этим домом – Лейб Ицикович Райхруд. Заявку на установку мемориальной таблички «Последнего адреса» подала сотрудник пермского Фонда «Новая Коллекция» – Любовь Орлова.
Лейб Ицикович Райхруд родился в 1887 году в городе Двинск (Латвия) в семье рабочих. Службу в армии Лейб Ицикович проходил на Дальнем Востоке, а в конце 1920-х годов уже жил в Перми. В 1930-х гг. имел семью: жену и двоих детей, работал столяром в модельном цехе завода № 172 (ныне – ПАО «Мотовилихинские заводы»). По воспоминаниям его дочери Тамары Лейбовны, отец был трудолюбивым, уважаемым, простым в общении человеком.
Ночью 11 января 1938 года в квартиру к семье Райхруд постучали. Это были сотрудники горотдела НКВД, они пришли арестовать Лейба Ициковича.
– Вы арестованы как активный член латышской шпионско-диверсионной организации, действовавшей по заданию латышской разведки на территории города Молотово (ныне – Мотовилихинский район города Перми – прим. автора) – услышал он уже на следствии. По версии сотрудников НКВД члены этой организации ставили задачи по сбору шпионских сведений и проведению диверсионной деятельности во всех отраслях народного хозяйства. Сам Лейб Ицикович сотрудниками НКВД обвинён в вербовке в организацию семерых человек, а также в умышленном поджоге дома рабочего завода №19 (ныне – АО «ОДК-Пермские моторы»), в 1936 году – поджоге зернохранилища, в 1937 году – порчи трансформаторной будки, снабжавшей электричеством завод №172.
Обвинялся по статье 58, части 9 и 11 УК РСФСР. 7 февраля 1938 года Лейб Ицикович услышал свой приговор: высшая мера наказания – расстрел, который был приведен в исполнение 2 марта 1938 года.
Его супругу, Марию Васильевну уволили с работы, а всю семьи выгнали из дома. «Годы после ареста отца были очень тяжёлые». – вспоминает Тамара Лейбовна. – «Мы с младшим братом просили подаяние, постоянно искали поесть. Мама работала, но нам не хватало на жизнь. Жили в Перми, в конце улицы Ленина».
Военным трибуналом Прикарпатского военного округа 16 сентября 1957 года Лейб Ицикович Райхруд был реабилитирован посмертно.
Поделиться: