Исторический раздел:

Александр Фабиянович Ничиперович


Спецпосёлки Коми-Пермяцкого национального округа в начале 1930-х годов были окружены  глухой тайгой. Она надежно скрывала жизнь в этих насильственно созданных населённых пунктах. Казалось, что всё там происходящее навсегда останется тайной. Наспех построенные дома-бараки быстро приходили в негодность, а голод и болезни приводили к смерти часть крестьян-спецпереселенцев. И как следствие – побеги с посёлков, которые чаще всего тоже заканчивались гибелью людей. Оставшаяся часть спецпереселенцев трудилась на лесозаготовках. И такая картина была во многих местах Коми-Пермяцкого округа, среди которых был и спецпосёлок Сергеевский, ныне ставший обычным населённым пунктом.

Посёлок расположен на трассе «Пермь — Гайны», что даёт ему дополнительное развитие. Дом № 15 по улице Советская в Сергеевском – это сравнительно новый частный дом. Он поставлен на месте прежнего, основанного вместе с самим посёлком. В списке «Мемориала» есть одно имя, связанное с этим местом – это Ничиперович Александр Фабиянович. Заявку на установку здесь мемориальной таблички подал почётный председатель Пермского «Мемориала» Александр Михайлович Калих.

В начале 1930-х годов семья Ничиперовичей стала жертвой кампании по «раскулачиванию» и была депортирована из Белоруссии на Урал, в посёлок Сергеевский Косинского района (ныне  Гайнский район Пермского края).

В архивно-следственном деле Александра Фабияновича Ничиперовича коротко написано: «1900 года рождения; до ареста проживал в посёлке Сергеевском Косинского района Пермской области; поляк; беспартийный; фельдшер; трудопоселенец; раскулачен, выслан в Пермскую область из Минской области, Стародорожского района; жена, две дочери, три сына; арестован 25.10.1937 районным отделом НКВД села Коса; осужден 26.12.1937; шпионаж; приговор: высшая мера наказания; дата смерти 7.01.1938; реабилитирован».

Итак, Александр Фабиянович Ничиперович расстрелян в начале января 1938 года. Жену его, Сабину Иосифовну после ареста мужа направили на лесоповал, где за два месяца непосильного труда она стала инвалидом.

Старшим сыновьям Геннадию и Александру пришлось бросить школу и работать в лесу. Геннадий затем прошёл Великую Отечественную войну, получил девять боевых наград, участвовал в Параде Победы в Москве. Вернулся в Сергеевский и работал мастером лесозаготовок. Александр закончил лесной техникум, работал начальником лесопункта. Дочь Полина стала учителем начальных классов, работала директором школы. Анна тоже закончила лесотехникум, работала по специальности, затем преподавала в школе, работала библиотекарем. Альберт Александрович стал известным журналистом. Каким-то чудом смог поступить и закончить Пермский госуниверситет, многие годы работал в областной газете «Звезда», прошёл путь от рядового корреспондента до заместителя главного редактора.

В архивно-следственном деле хранятся письма родственников в различные областные инстанции с просьбой вернуть честное имя главе большой семьи Ничиперовичей. Письмо Сабины Иосифовны, жены Александра Фабияновича, направленное начальнику областной милиции, датировано 9 августа 1956 года.

Никакого ответа Сабина Иосифовна тогда не получила. А ведь она спрашивала лишь, куда исчез ее муж, жив ли он. Правду о судьбе Александра Фабияновича семья узнала лишь в 1991 году после обращения сына Александра Александровича в областное управление КГБ.

В официальном ответе в частности говорилось: 

«Ваш отец Ничиперович Александр Фабиянович, 1900 года рождения, арестован 25 октября 1937 года. До ареста работал фельдшером в посёлке Сергеевском Косинского района. Постановлением Наркома внутренних дел и прокурора СССР от 26 декабря 1937 года якобы за причастность к польской разведке осужден к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 января 1938 года в городе Свердловске. Место захоронения не установлено из-за отсутствия документов. Одно из мест захоронения репрессированных находится на 12-ом километре шоссе «Свердловск – Москва». Определением Военной коллегии Верховного суда СССР № 4н-081 от 23 апреля 1957 года Ничиперович А. Ф. посмертно реабилитирован, уголовное дело на него прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления…».


Анонс установки «Последнего адреса»

Пост-релиз установки «Последнего адреса»

Поделиться:

Рекомендуем:
| Игорь Аничков — узник Соловков
| "Пишу о моем отце, которого я не видела, как и он меня, но очень ждал меня". Арбеньев Сергей Александрович
| Как Михаил Горбачев признал ответственность СССР за расстрел польских офицеров в Катыни в 1940 году.
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
Компас призывника
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
| Там были разные люди
| Без права переписки
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus