Исторический раздел:

О работе просветительского проекта «Настоящее прошлого»


О работе просветительского проекта «Настоящее прошлого»

  В трех летних волонтерских лагерях Молодежного «Мемориала» («Квартира», «Infolife», «Стирая границы») успешно провели просветительскую работу участники лагеря «Настоящее прошлого». Напомним, что это молодой проект Пермского «Мемориала» (в прошлом году он проводился впервые и имел экспериментальный характер), и тогда полностью оправдал возложенные на него надежды.

  100_5408 В этом летнем сезоне трое участников просветительского проекта Рамиль Фатхутдинов, Никита Харламов и Дмитрий Шилинг самостоятельно разработали дидактические материалы и составили образовательную программу связанную с изучением истории политических репрессий и Прав Человека. В каждом лагере, в ходе образовательных мероприятий, волонтерам было предложено ознакомиться с историческими источниками (цветными копиями архивных документов из следственных дел, находящихся на хранении в Пермском Государственном архиве новейшей истории) и поразмышлять над предложенными вопросами. Все материалы вызвали у волонтеров большой отклик и оставили глубокие впечатления.

Максим Моисеенков (волонтер в лагере «Квартира»): «Интересно было работать с реальными достоверными документами, которые не были придуманы и переписаны. Понравилась практическая работа: тебе дают документы для ознакомления и вопросы, над которыми нужно подумать. В итоге начинает активно включаться мыслительный процесс. Если бы вместо этого была двухчасовая лекция – нам было скучно».

100_5406100_5409 Стоит отметить особенность использованных интерактивных методов в обучении — происходила работа в отдельных группах и передвижение по станциям, на которых находились ценные по содержанию архивные документы с вопросами для обсуждения. Волонтеры совместно обсуждали проблемные вопросы и формулировали ответы. Возможность передвижения от станции к станции способствовала сохранению высокого тонуса у участников:

Евгений Иванов: «Мне запомнилось живое общение с другими участниками. Понравился сам прием игры: сначала вопросы, а потом поиск ответов. Свои аргументы подтверждали реальными документами».

33После работы в группах происходило совместное дискуссионное обсуждение. Архивные источники являлись аргументами к дискуссии. По отзывам волонтеров, особый интерес у них вызвали следующие документы: протоколы допросов следователей (которые в годы Большого террора занимались
фабрикацией обвинений), письма во власть с подробным описанием условий жизни в стране и вещдок «Платок из ГУЛАГа» (послание родственникам, вышитое на платке красными нитками). Глубокое дискуссионное обсуждение вызвали такие вопросы: Какие были мотивы поведения следователей? Могли существовать 100_5442 альтернативные методы следствия? Если не было альтернативы  у следователей, можно ли их  винить?Возможно, ли было избежать ареста? Был ли шанс доказать свою невиновность? Можно ли оправдать репрессии ради экономической целесообразности? Дискуссии заставляли волонтёров не только размышлять на тему существовавшего политического режима, но и заставляли задуматься, в какой стране живём сейчас и мы.


Лена Архиреева: 
«Мне нравилась возможность говорить то, что думаешь. Изучение документов, связанных с отдельными реальными людьми намного интереснее, чем чтение 73 учебников по истории». 

Узнаем впечатления самих волонтеров-просветителей: 

Никита Харламов: «Любопытно было использовать редкие архивные документы (к примеру, протоколы допросов следователей). Я раньше знал, какие методы следствия использовали следователи (по произведениям А.И. Солженицына), но делал скидку на некий художественный вымысел. Теперь, когда прочитал откровения допрошенных следователей, убедился что  способы фабрикации обвинений – это далеко не выдумка и художественный вымысел писателей».

100_5418 Дмитрий Шиллинг: «В нашей работе запомнились такие особенности: легкость в общении, неформальное образование и возможность, при необходимости, углубиться в отдельные вопросы. Мы не читали лекции. Задания предполагали самостоятельный анализ, изучение и поиск ответов на вопросы».

100_5419 Рамиль Фатхутдинов: «Я рад, что в этом проекте реализовалась возможность использования ценных архивных документов, раскрывающих правду о репрессивных операциях в сталинский период. Знание о прошлых событиях дает нам шанс избежать повторения такой трагической истории в будущем».


Просветители в летних волонтерских лагерях «Квартира» и «Стирая границы» провели дискуссионное обсуждение по Правам Человека – «Как вы 100_5076 думаете?». Волонтеры смогли самостоятельно определить подходы к ограничениям прав человека, а также выяснить какие действия по отношению к человеку нельзя совершать ни при каких обстоятельствах. Обсуждение также позволило познакомиться с убеждениями молодых людей.

Можно смело сказать о том, что участники просветительского проекта успешно справились с поставленной задачей —  поспособствовали переосмыслению прошлой истории и осознанию необходимости продвижения Прав Человека в современной России.

Записей не найдено.

Поделиться:

Также рекомендуем прочитать:
| Война началась в 1935-м, чтение "Майн кампф" обязательно. Учебники разных стран о Второй мировой
| В Иркутске установят памятник жертвам политических репрессий
| Суд над правозащитницей Натальей Горбаневской по обвинению в антисоветской деятельности, СССР, 1970
| Последнее «дело» Сталина. Как убивали советских врачей
| Ингушетия стала участником исторического проекта "Мой ГУЛАГ"
| Ужесточить правила призыва? А зачем?
| «Моего отца расстреляли второй раз». Дочь репрессированного подала заявление в полицию после пропажи мемориальной таблички «Последний адрес»
| Стукач у стенки
| Дневник из ГУЛАГа с легкостью противостоит злу. Перевод статьи The New York Times о дневнике узницы ГУЛАГа, изданном благодаря обозревателю «Новой» Зое Ерошок
| С клеймом и волчьим билетом