Премия Рунета-2020
Калининград
+8°
Boom metrics
Звезды1 сентября 2016 8:30

Павел Лунгин: Сейчас самое время понять, что такое свобода, и снять фильм про ГУЛАГ

Известный режиссер стал гостем фестиваля «Балтийские дебюты», где представил зрителям свою новую картину «Дама пик» и ответил на вопросы «Комсомолки»
Лунгин уверен, что заманить новые съемочные группы в Калининград можно скидками.

Лунгин уверен, что заманить новые съемочные группы в Калининград можно скидками.

Фото: Александр КАТЕРУША

Про сериалы и ТВ

- Ваш новый фильм «Дама пик» успешно шагает по стране, зашел с одной стороны с Калининграда, с другой – с Владивостока. Это все фестивальные показы?

- Да. Во Владивостоке был фестиваль «Меридианы Тихого». В прокат фильм должен выйти 17 ноября и тогда мы увидим, насколько он успешно шагает. Посмотрим, пойдут люди или нет.

- А какая дальнейшая судьба фильма? Надеетесь, что его покажут по телевидению, для всех?

- Второй канал обычно меня поддерживает, надеюсь, они купят фильм и покажут. Хотя сейчас телевидение стало обходиться без фильмов, которые ушли на специализированные каналы. Телевидение обходится новостями и сериалами. Раньше показ фильма по ТВ было огромным событием, а сейчас это стало менее интересно. Фильмам же телевидение нужно только для рекламы. В сериалах, оказалось, есть много вещей, которые не может себе позволить фильм. Сериалы сохранили психологическую романную форму, можно показывать медленные движения души человека, рассказывать. Это как большой роман – из серию в серию. У фильма ритм другой. Нужны аттракционы, аттракционы, аттракционы, и вот, уже наступил конец.

- «Остров» и «Царь» же показывали по ТВ. Но невозможно было смотреть из-за рекламы.

- Да, раздражает. Реклама ужасная по 10 минут, которая разрывает фильм. Для автора это неприятно. Зрителей насилуют. Но «Остров» первый раз показали без рекламы, это было духовное событие. Скорее, исключение.

- Над чем вы размышляете сегодня?

- Ищу новые сюжеты. Мне кажется необходимо снять фильм про ГУЛАГ. Сейчас, когда реанимируется проблема сталинизма и жизнь при Сталине пытаются представить как такое «наше счастливое детство». Хорошо бы снова серьезно поговорить о том, что же это было такое и показать жизнь лагеря изнутри. Но образец, текст найти сейчас очень сложно. Я читаю сейчас много воспоминаний, дневников, которые собираются в мемориале ГУЛАГА. Ищу, чтобы вдохновиться.

Мне кажется, что для фильмов есть время. Иногда фильм попадает в своем время, иногда – нет. Например, у меня было два момента полного попадания. Это «Такси-блюз», который точно попал в свое время и описал дух и атмосферу начала Перестройки. И «Остров» у меня вот так попал, когда он передал чувства запутавшихся людей, чувство стыда, вину, которое было во всех русских людях из-за того, что они жили не очень хорошо.

Сейчас время идентификации. Время понять, что значит быть русским, любить тюрьмы и лагеря, терпеть тюрьмы и лагеря. Или это не обязательно. Время понять, что такое свобода. Многие идеологи пытаются нам объяснить, что свобода это опасно для русского человека. Что свобода – это там, а нам она не нужна. Говорить об этом, просто думать об этом необходимо. Еще я сейчас продюсирую сериал, нашел интересную тему. Вечная русская тема – тема коррупции и полиции, но рассказанная по-другому.

«Мир плох сам по себе»

- Еще не утихли разговоры об Олимпиаде, которая сопровождалась сканадалами и ситуацией с отстранением наших паралимпийцев от Паралимпиады. Сразу стало известно, что Россию будут лишать турниров по линии Международного Олимпийского Комитета. Может ли и в мире кино такая история случиться? Начнут вдруг отказываться от участия в наших фестивалях или еще что-то.

- Даже не знаю. Вообще, я не понимаю спорта. Я не спортсмен. Я понимаю, что все это обидно и нехорошо. Но все забывают, что была причина. Допинг-то нашли. А мы как-то забываем и говорим: «Вот, они специально…». А допинг был. Никто не хочет говорит о корне проблемы, о том, что нагадили немножко.

- Нужно себе признаться.

- Конечно. Признать изначальный факт и потом разбираться в том, что произошло.

Специалисты по психологии и системному анализу говорят, что ошибки есть у всех. Главное – своя реакция на ошибку. Вот тут люди различаются. А реагируя на свои ошибки люди переходят из класса в класс жизни. Они доходят до 10-го класса, сдают экзамены, поступают в университет. Если ты не признаешь ошибку, то ты вечно сидишь, как второгодник. Ты пять лет сидишь в этом четвертом классе и говоришь: «Это Марья Ивановна. Чего она? Я-то что?». Но если ты списывал, то, что ж говорить? Или лучше списывай тогда. Я не знаю! Во всех этих спорах меня огорчает полное нежелание начать сначала. Подойди к зеркалу и посмотри на себя. Попался!

- Последнее время люди начали верить, что мы, Россия, и уже тем более мы, Калининградская область, находимся в кольце врагов. Вы согласитесь с этим?

- Я не верю в это. Я много ездил и жил на Западе… Но сейчас, конечно, какой-то плохой, напряженный период. Я не верю в теорию заговора. Для меня это важно. Не верю в то, что миром управляют евреи. Потому что я сам – еврей, и я ни чем не управляю. Не верю, что есть какие-то заговоры. Сама идея заговора предполагает оптимизм: мир был бы хорошим, если бы не сидел где-то злой волшебник, Доктор Ноу, как в «Джеймсе Бонде». Нет, в мире достаточно много дерьма, он сам по себе плох и надо делать усилия, чтобы он был хороший. А не делать усилия, чтобы из хорошего мира сделать плохой. Мир и без того плохой, жесткий и тяжелый.

- Если не заговоры, то что же правит миром?

- Суммы эгоизмов людей, стран, районов. Ну вот, Калининградская область. Она хочет, чтобы ей дали больше субсидий и хочет, чтобы что-то забрали от Рязанской области или какой-то другой и дали сюда. Это заговор? Нет.

- Эгоизм?

- Да. Суммы хаотических эгоизмов, к сожалению, управляют миром. Огромное количество эгоистических интересов, которые сталкиваются друг с другом.

"Люблю, где есть душа"

- Еще интересно – мультик «Смешарики» оказался в списке российского патриотического кино. Такое решение принял министр культуры Мединский. А какое кино вы считаете патриотическим?

- «Баллада о солдате», «Они сражались за Родину». Свои фильмы «Остров» и «Такси-блюз» я считаю патриотическими. Мне кажется это неправильно делить на патриотические или нет. Декабристы были патриотами? Чаадаев был патриотом? Опять те вопросы, на которые нужно отвечать. Любовь выражается по-разному. Надо признать сложные формы выражения любви. Когда человек свою старую и больную маму ведет ко врачу, то мама, а есть такие, может обижаться и сказать: «Ты меня не любишь, ты ведешь меня в больницу». А есть люди, которые говорят: «Мамочка, я люблю тебя. К врачу не пойдем, умирай тут тихо сама».

- Би-Би-Си назвала 100 лучших фильмов XXI века. Возглавил список фильм Дэвида Линча «Малхолланд Драйв». В сотне можно увидеть и две российские работы – «Левиафан» (47 место) и «Возвращение» Андрея Звягинцева (80 место). Как вам?

- Сложно понять, что такое список лучших фильмов. А лучшие романы? «Гарри Поттер» это лучший роман? По чьей-то версии может быть. Но мы понимаем, что он не лучший.

У книг и фильмов свое время. Искусство – это живая жизнь и ничего нельзя остановить.

Но я рад, что Звягинцев попал в этот список. Он талантливый парень, интересно мыслит и думает. Но его «Елена» тоже очень интересный фильм.

«Дама пик», которую режиссер показал в Светлогорске, основана на сюжете всемирно известной оперы Чайковского.

«Дама пик», которую режиссер показал в Светлогорске, основана на сюжете всемирно известной оперы Чайковского.

Фото: из архива «КП»

- А какие бы вы фильмы в этот список включили?

- Из последних мне понравился фильм Василия Сигарева «Страна ОЗ». Мне кажется он в оригинальной форме говорит о парадоксе и гуманизме. Я вообще люблю фильмы, которые небезнадежны, которые говорят, что есть радость и возможность взлететь, которые свидетельствуют о движении души человека. Люблю, где есть душа.

- Иногда создается такое ощущение, что большинство фильмов, которые показывают в кинотеатрах, рассчитаны на идиотов. Причем иногда достаточно просто посмотреть на афишу.

- Да, конечно. В Древнем Риме построили гигантский Колизей, чтобы показывать бои гладиаторов. Для кого? Для идиотов. Эти гладиаторские бои длились по полгода, днем и ночью, а во время боев зрителей кормили и поили бесплатно. Когда бои заканчивались, люди шли голосовать.

Человек так создан, что его невозможно изменить. Мы – на разных уровнях, но проблемы одни и те же. И есть фильмы для идиотов. Да. А что делать с идиотами? Они как бы не нужны. Хотя на самом деле нужны, потому что потом вдруг рождается какой-то ученый или писатель. Это такой статистический процесс. Для того, чтобы появился один прекрасный, нужно чтобы сто тысяч пылили. Как раньше боролись с идиотами? Устраивали войну и люди шли вперед с криками, совершали героические поступки. Сейчас их занимают телевидением, кино, развлечениями. Это точно лучше, чем война.

- Когда Алексея Учителя спросили, готов ли он снимать кино в Калининграде, первое что он сказал: «Дайте сценарий». Со сценариями у нас по-прежнему беда.

- Да, и будет. Мы живем во время неоригинальных идей. Все больше и больше делают ремейки и возвращаются к старым сюжетам, присваивая, кстати, их успех. Вот, сейчас снова будут делать «Великолепную семерку». А сама «Великолепная семерка» была ремейком фильма «Семь самураев» Акиры Куросавы.

Сценарий – это большая тема. Все-таки, чтобы фильм был успешен, нужен новый, оригинальный взгляд на то, что происходит вокруг. В советское время была цензура и многие люди, которые могли стать писателями, шли в сценаристы. И у нас были хорошие сценарии. Также как много талантливых поэтов шли в переводчики. Сейчас талантливые люди не идут в сценаристы, а идут в режиссеры, или в писатели, или в продюсеры.

«На Куршской косе - как в храме»

- В Калининграде министр культуры рассказала о планах в 2017 году создать кинокомиссию. Она даст возможность режиссерам приезжать на съемку в Калининградскую область и получать возможность компенсации расходов.

- Это очень хорошая мысль. Это то, что делает вся Европа сейчас. Идея очень простая. Чтобы маленький городок жил, надо, чтобы в нем что-то происходило. В Калининграде есть порт, рыба. Но город спит. Надо, чтобы сюда приезжали люди и снимали кино, чтобы жители города принимали в этом участие, зарабатывали на этом. Наконец, видели бы свой город на экране. Это жизнь. Точно так же делают фестивали. Зачем их делают? Фестиваль как бы не нужен функционально. Но он придает смысл жизни городу. Люди ходят, интересуются, узнают что-то новое.

Заманить съемочные группы в Калининград можно скидками. Так происходит на Западе. Если группа тратит миллион, 20 процентов город берет на себя. Кинокомиссия принимает решение о том, что сценарий хороший, режиссер интересный, что надо выделить ему деньги и оказать помощь. Есть варианты, когда города и районы входят прямыми инвестициями и становятся сопродюсерами фильма. Есть вариант освобождения от налогов. Налоги же это большая сумма. Так что люди едут, это интересно. Если Калининград подхватит эту эстафету, то город и область станут привлекательным местом.

- А вы приедете в Калининград снимать? Есть шанс?

- Конечно есть. Тут же снимал уже Бондарчук. У вас прекрасный колорит старого европейского города. Я тут подумал, что бывают западные леса, а бывает русский лес: неубранный, как коммунальная квартира, с валежником и буреломом. Когда я был в лесу на Куршской косе, увидел зеленый яркий мох, все подметено, убрано. Это вымытая кухня. Я увидел, что даже у природы другое мышление. Вместо русского хаоса тут другой подход. Мне это интересно. Хотя я, конечно, люблю больше русский хаос. Потому что я сам – человек беспорядочный.

На Куршской косе очень красиво. Но там такое паломничество! Было чувство, что мы в храме. Люди идут и идут, поднимаются на ту высокую дюну, откуда все видно. И погода хорошая, грибы пошли.

- Вы же обожаете дайвинг. На Балтике с погружениями неважно – кораллов нет, ракушек нет. Зато можно камбалу увидеть и янтарь найти.

- Янтарь можно увидеть в каждой лавочке, для этого не надо глубоко погружаться. Здесь неинтересно нырять. Зато рыбалка хорошая. Нырять надо ехать в более холодные моря, в Мурманск. В Светлогорске не нырять, а плавать надо. В Светлогорске нужно растить детей, гулять, приезжать на медовый месяц, бродить по морю.

Этим летом я слетал в гости к друзьям на остров Менорка. В Средиземном море есть Майорка, Менорка и Ибица. Ибица известен какими-то гадкими и шумными дискотеками. Майорка известен огромным туризмом. А Менорка немножко забыт, там спокойнее. Там интересная жизнь, кухня и архитектура. Там леди Гамильтон ждала адмирала Нельсона, там есть ее дом а английском стиле, который стоит на холме. Оттуда она смотрела в подзорную трубу и ждала, когда появится его корабль. Хотя и на Менорке я не нырял. Ныряют люди зимой. Всегда в тропических странах: в декабре, январе. Я люблю нырять в Индонезии.

Год назад мы были на Галапагосах. Это интересное место. Там нет кораллов, там более холодная вода, чем в тропиках. Зато -огромное количество рыб, даже акула-молот встречается. Они там огромными стаями ходят. И очень интересные морские котики. Я впервые видел, как они плавают под водой - как капли ртути, у них все тело живет. Хотя на суше они очень неповоротливые и толстые. А в воде – как пули. Голова их становится огромная, они мимо проносятся, оставляя за собой пузырьки воздуха…

5 самых известных фильмов Павла Лунгина

- "Такси-блюз" (1990)

- "Луна-парк" (1992)

- "Остров " (2006)

- "Царь" (2009)

- "Родина" (сериал, 2015)

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Павел Лунгин, 67 лет

Родился в Москве в семье сценариста Семена Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной, автора русского перевода книги "Малыш и Карлсон" Астрид Линдгрен.

В 1971 году окончил отделение математической и прикладной лингвистики МГУ, в 1980 году - Высшие сценарные курсы.

До 1989 года работал сценаристом на ведущих студиях страны.

Дебютная режиссерская работа Лунгина - фильм "Такси-блюз" с Петром Мамоновым в главной роли - получила приз за режиссуру на Каннском кинофестивале.

Фильм "Свадьба" с Марией Мироновой и Маратом Башаровым в главных ролях был удостоена специального приза жюри на Международном кинофестивале в Каннах "За лучший актерский ансамбль".

Почетный член Российской академии художеств.

Женат вторым браком. У режиссера двое сыновей.