12.03.2024
В Детгизе Самуилу Маршаку удалось создать идеальную редакцию и до сих пор вокруг «не-ареста» Маршака во время её разгрома выстроено множество мифов. С одной стороны, словосочетание «редакция Маршака», «школа Маршака» считалось чуть ли не крамолой, а с другой стороны, для того, чтобы избежать ареста, Маршак воспользовался уже наработанным к 1937 году приемом – сменой города. Он уехал в Москву, а через полтора года получил орден Ленина. О разгроме редакции – «своего дела», Маршак сожалел, людей вспоминал с теплотой, а кого-то и с неприязнью, но смог дважды спасти своего редактора Александру Любарскую – сначала из «Большого дома», а затем из блокады – и двигался дальше, к новым людям, новым проектам.
Именно этот путь Маршак избрал для избавления от всех страхов – максимальное погружение в работу. «Маршак говорил, что не умеет ничего, кроме литературной работы, во время которой нужно, чтобы на огне стояло сразу несколько утюгов. Для него это было писание стихов, работа над переводами и критическими статьями, редактирование», - вспоминает литературный критик Александр Рубашкин.
Без переводов и детской драматургии Маршака сложно представить русскую культуры 20 века. Но забыты его взрослая философская поэзия, эпиграммы, а репутация главного детского поэта и создателя русской детской литературы ушла к Корнею Чуковскому.
О Маршаке, как забытом герое с траекторией поведения, ставшей внезапно актуальной именно в наше время, расскажет Марина Соломонова – заместитель директора по развитию и инновациям Санкт-Петербургской Специальной центральной детской библиотеки им. А.С. Пушкина, исследователь детской литературы, критик.