«Народ воевать никогда не хотел». Усомнившийся мобилизованный пишет Ленину


Источник

17.04.2024

ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 3. Д. 132. Л. 273

Полит.ру и телеграм-канал Государственного архива Российской Федерации «Документальное прошлое» продолжают совместный проект «Документ недели».

Это письмо было отправлено Ленину 12 июня 1919 года. Его составитель, согласно подписи, артиллерист Исаак Самоилович Хаитович, который в разгар Гражданской войны внезапно — а может, после долгого размышления — решает задать основателю советского государства несколько принципиальных вопросов, а также поделиться своими горькими размышлениями.

Это письмо горячего поклонника («Я считаю вас самым чистым и идейным коммунистом»), находящегося на опасной грани окончательного разочарования. Артиллерист обращается к своему кумиру, чтобы разрушить сомнения. Это его последняя надежда.

Поводом для жестоких сомнений артиллериста Исаака Хаитовича оказывается опыт мобилизованного, успевшего увидеть реалии ведущейся войны.

ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 3. Д. 132. Л. 273 об.

Хаитович пишет Ленину, что выполняет обязанности политического комиссара артиллерийского дивизиона, и одновременно отмечает, что мобилизован на войну в ноябре 1918 года. Это выглядит не вполне обычно — тем более что при комиссарской должности (пусть и на не самом высоком уровне артиллерийского дивизиона) о своей принадлежности к большевистской партии Хаитович не пишет и из письма такая принадлежность не следует.

Но, как бы то ни было, Хаитович пишет Ленину письмо именно как мобилизованный на войну, который именно из своего положения отправленного на войну против собственной воли человека заключает, что «как теперь, так и раньше война есть война царей, а не война народов, как вы это называете».

Воевать Хаитовичу в 1919 году пришлось на Украине против войск Симона Петлюры. Судя по письму, его мало волнует, за что именно сражается Петлюра. Поражает его в этих боях один весьма личный эпизод. На станции Вапнярка красноармейцы вместе с Хаитовичем столкнулись с петлюровским отрядом и «два дня беспощадно друг друга истребляли». Когда же в итоге петлюровцы решили сложить оружие, Хаитович обнаружил среди пленных двух своих братьев «которых, — пишет Хаитович, обращаясь к Ленину, — Петлюра насильно, как и Вы меня, мобилизовал».

Представления о том, что армия Петлюры была пропитана антисемитскими настроениями, справедливы, но это, видимо, не препятствовало мобилизации евреев, если возникала такая необходимость. И евреи как-то уживались в ее рядах. Так Гражданская война на Украине оказывалась на микроуровне не идейным противостоянием, а нечаянной встречей мобилизованных разными армиями братьев из одной еврейской семьи. Так Хаитович приходит к выводу, что и здесь революционерам и рабочим (к которым он себя относит) приходится воевать друг с другом по вине вождей.

Письмо при этом отправлено из Москвы, где артиллерист и комиссар дивизиона находился в отпуске. И где летом 1919 года он также замечает важную деталь повседневности: власти заняты постоянной борьбой с дезертирством: «Я вижу в свободной Москве всюду с театров, тюрем, участков, домов и даже на улицах все ловят и ведут арестованных, на вопрос один ответ: дезертиры». Наблюдая за этим, Хаитович делится с Лениным выводом, что «народ воевать никогда не хотел». Красноармеец Хаитович горько распекает Ленина за подписанный им приказ, разрешающий расстреливать сбежавших из армии — то есть попросту расстреливать народ. Это оказывается особенно горьким именно потому, что когда-то он, Хаитович, Ленина «боготворил».

Мы ничего не знаем о судьбе Исаака Самоиловича Хаитовича. Не можем ручаться за подлинность этого письма и за то, что история разочаровавшегося комиссара, встретившего двух братьев в боях с Петлюрой, не выдумана кем-то еще. Тем не менее такое письмо советскому вождю — факт сам по себе выдающийся. Кто-то летом 1919 года постарался достучаться до него от имени мобилизованных и попытаться убедить, что «народ воевать не хотел». Да и вообще, ситуация, когда на улицах столицы массово ловят дезертиров и грозят им расстрелом, не вполне нормальна (особенно если, как отдельно отмечает автор письма, приходится читать о том, как «наши из тыла с энтузиазмом рвутся на фронт»).

Канал «Документальное прошлое».

Поделиться:

Рекомендуем:
| Мемориактивизм в Петербурге бьет рекорды
| Знаменский Е.А. Часть 2: «Я уже под бомбами был с 16 лет» | фильм #380 МОЙ ГУЛАГ
| «Сус пу уло, Эжва діно». Фильм о Викторе Савине (на языке Коми с русскими субтитрами)
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
Чтобы помнили: трудармия, лесные лагеря, Усольлаг
О Карте террора и ГУЛАГа в Прикамье
| За нами никакого греха не было
| Невиновен, но осужден и расстрелян
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus