Автор: Глеб Кочин
13.05.2024
Епископ Виктор и паломники из Москвы в п. Балезино, 21 октября 2019 года
СТАТЬЯ 38-я, ПУНКТ 10…
Согласно сведениям, собранным подполковником Алексеем Варфоломеевым, начальником межмуниципального филиала уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Удмуртской Республике, среди заключенных Балезинской исполнительно-трудовой колонии НКВД оказались несколько православных священников из сел Балезинского района.
Как следует из документов следственных дел, хранящихся в Ижевске в архиве Управления ФСБ по Удмуртии, все батюшки были осуждены по вполне стандартному для того времени обвинению по статье 58 пункт 10 Уголовного кодекса РСФСР: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление, или хранение литературы того же».
Иначе говоря – за досужие разговоры, распространение слухов, выражение вслух при людях своего недовольства, претензий к местным властям и советскому государству. Наказание по пункту 58.10 было довольно суровым – лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
На месте старого кладбища, на котором когда-то хоронили заключенных в Балезино
СРОК ЗА РАЗГОВОРЫ
Весьма показательна история, которая произошла в село Ново-Волково в мае 1935 года. В село приезжает погостить к родственникам священник из села Каменное Заделье Вениамин Авраамов. В Ново-Волково он останавливается на ночлег в церковной сторожке на квартире местного священника Ивана Волкова.
Вскоре в гости к батюшкам заходит местный фельдшер Сергей Ложкин. Крепко подвыпив, фельдшер вдруг призвал священников «вести пропаганду среди населения, направив против большевиков». И уже вечером следующего дня председатель сельсовета приходит с активистами на квартиру священника Волкова и с дракой выставляет из сторожки слишком разговорчивого фельдшера Ложкина. Затем Балезинский районный отдел НКВД берет всех троих под арест.
Священников обвинили в том, что они «не дали отпора, не возражали» болтовне фельдшера, «молчали и, по существу, являлись единомышленниками». Кроме того, батюшки были виноваты в том, что не донесли об услышанном соответствующим органам.
На допросах священник Вениамин Авраамов пытался оправдаться тем, что он «не хотел обидеть Ложкина, а то он в пьяном виде мог разгорячиться и учинить побои. Говорили о своем положении и прочее, но против Советской власти ни я, ни Волков не говорили. Иногда про себя думаешь о своем житье, но чтобы вести пропаганду, этого не бывало».
Но никакие оправдания не помогли. Виновник произошедшего Сергей Ложкин и отец Вениамин решением Удмуртского Главсуда были приговорены к 7 годам лишения свободы. Однако 26 января 1936-го Судебная коллегия Верховного суда РСФСР сокращает срок заключения Авраамова до 3 лет. В апреле еще один обвиняемый – священник Иван Волков – получает 5 лет лишения свободы.
Хотя отец Вениамин был болен эмфиземой легких и страдал сильной одышкой, его ходатайство об освобождении было отклонено. Дальнейшая судьба священника до сих пор остается неизвестной. Но едва ли он дожил до окончания своего срока.
10 января 1990 года постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР все трое осужденных были реабилитированы.
По тому же злосчастному пункту в 1939 году по 8 лет заключения получают «служители культа» из села Юнда – священник Михаил Зорин и псаломщик Михаил Шушаков, а также еще один батюшка из села Ново-Волково – Филипп Перескоков. В 1992 году все обвинения с них будут сняты, а сами осужденные – оправданы.
СВЯЩЕННИК ИЗ СЕЛА ВАСИЛЬЕВСКОЕ
17 августа 1937 года был арестован протоиерей Александр Абашев из села Васильевское Красногорского района. Для батюшки это был уже третий арест. Отца Александра обвинили в том, что он вел антисоветскую агитацию, распространял контрреволюционные мистические слухи, запугивая колхозников голодом. Но виновным протоиерей себя так и не признал. Отец Александр был приговорен к 10 годам лишения свободы, с лишением избирательных прав на 5 лет, без конфискации имущества.
После Глазовской тюрьмы священник был отправлен в Балезинскую ИТК НКВД. Дети священника иногда навещали отца, добираясь пешком до лагеря из дома. Но вскоре происходит несчастье. При погрузке леса на платформу отец Александр попал под упавшие бревна, и ему придавило ногу. Со сломанной голенью он провел в госпитале более 9 месяцев. С тех пор шрам на правом колене и хромота служили постоянным напоминанием священнику о времени, безвозвратно оставленном им в заточении.
14 июня 1939 года Александр Назарович был освобожден из Балезинской колонии по состоянию здоровья. Однако его супруга, матушка Неонилла, после освобождения мужа проживет совсем недолго и в 1941-м скончается после пережитых ею частых нервных потрясений и припадков.
11 июня 1949 года происходит уже четвертый арест отца Александра. И снова, как в 1937-м, протоиерея обвинят в том, что он враждебно настроен по отношению к Советской власти. Свой новый срок – 25 лет – он отбывал в Волжском ИТЛ (Волголаг) в Ярославской области. После смерти Сталина 75-летний священник в 1954-м был отпущен на свободу.
Протоиерей возвращается на родину и служит в нескольких храмах Удмуртии. Последние годы его долгой и нелегкой жизни пройдут в городе Пензе. В мае 1967 года Александр Абашев уходит из жизни. В гроб священника положат его старое Евангелие, которое он пронес на груди во время своих скитаний по тюрьмам и лагерям. В 1992 году Прокуратурой Удмуртской Республики священник Абашев будет реабилитирован по всем своим делам 1937-го и 1949 годов.
Священник села Васильевское Александр Абашев, тюремное фото 1949 года
КРЕСТ НА ПОЛЕ У ЧЕПЦЫ
Примерно в начале 1950-х годов по поселку Балезино проходит слух, что на поле между деревнями Кожило и Кестым у Чепцы рядом с бывшим Сибирским трактом можно найти старинный клад. И местные подростки тут же взялись за лопаты. Действительно, на первых порах юным кладоискателям попадались старые монеты с двуглавыми орлами. Но когда окрыленные находками мальчишки углубились в землю, то их ждал сюрприз. На глубине более метра вдруг показались человеческие черепа и многочисленные кости. И раскопки тут же были прекращены.
По всей вероятности, эти забытые могилы были частью одного из захоронений заключенных Балезинской ИТК. По словам старожилов, если приглядеться, и сейчас в том поле у реки можно заметить множество невысоких холмиков…
9 августа 2019 года несколько жителей поселка Балезино – Александр Чирков, Василий Корепанов и Андрей Ардашев – установили на месте погребения заключенных большой деревянный Поклонный крест. Место захоронения указал житель этой деревни Владимир Викторович Корепанов, который был участником тех давних раскопок, а затем помогал балезинцам при установке креста.
Установка Поклонного креста на месте захоронения заключенных Балезинского ИТЛ, 12 августа 2021 года
ПАМЯТЬ
Несколько месяцев спустя, 21 октября, в Балезино, в микрорайоне Лесобаза, на месте лагеря побывали епископ Глазовский и Игринский Виктор, протоиерей Роман Парфиненко, подполковник Алексей Варфоломеев, паломническая группа из Москвы, состоящая из братьев и сестёр православного молодёжного братства «Круг», и прихожане балезинского храма Казанской иконы Божией Матери.
Подполковник Варфоломеев поведал собравшимся об истории лагеря и именах священников, отбывавших здесь свой срок. Владыка поблагодарил Алексея Геннадьевича за рассказ и предложил настоятелю храма Казанской иконы Божией Матери поселка Балезино протоиерею Роману Парфиненко обратиться к главе Балезинского района Юрию Новойдарскому с просьбой о возможности установления поклонного креста на предполагаемом месте ИТК.
За 4 года протоиерею Роману Парфиненко удалось официально обозначить место ИТЛ, изготовить из металла и поставить большой Поклонный крест. 21 сентября 2023 года молодые паломники из Москвы вновь посетят памятное место в поселке Балезино.
30 октября 2023 года, в День памяти жертв политических репрессий, в поселке состоялось освящение Поклонного креста на месте лагеря в присутствии духовенства, представителей властей и местных жителей.
Стоя у Поклонного креста, епископ Глазовский Виктор сказал так: «Нам приходится ворошить эти исторические архивы, сметать с них пыль. Сметать пыль забвения с наших душ и сердец, потому что те, которые забыли прошлое, не имеют будущего. Сегодня большое дело сделано здесь на балезинской земле.
Эту работу будем продолжать. Нам предстоит ещё установить подлинные места, где были захоронены эти узники, которые в большом количестве погибали, особенно во время войны, когда было ограничено и питание, не было должных санитарных условий, медицинской помощи, и был тяжёлый труд…
Я вас всех благодарю за то, что вы все сегодня здесь собрались. Пусть это скорбное, но все же торжество. А сейчас мы помолимся за тех, кто на этом месте страдал и окончил свою жизнь в узах».
По окончании мероприятия все присутствующие смогли приложиться к святыне и возложить цветы, отдав дань памяти всем безвинно пострадавшим в годы лихолетья.