09.03.2024
Герои цикла «Свидетели сталинских репрессий» – те представители советской культуры и науки, кто избежал прямого столкновения с репрессивным механизмом сталинской системы, но оказался очевидцем или участником событий, оставивших глубокий след на их судьбах.
Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906-1993 г.) принадлежит к поколению авторов, вошедших в отечественное культурное пространство в 1930-е годы. Про его детство и юность в Тифлисе известно мало: родился в рабочей семье, учился в Тбилисской академии художеств, в мастерской Евгения Лансере (1875-1946 г.) и Егише Тадевосяна (1870-1936 г.), подрабатывал в местных газетах и на киностудии. Большинство источников и документов в архивных и музейных фондах относятся к более позднему «московскому периоду», когда осенью 1930 года художник переезжает в Москву.
Существующая официальная биография Дмитрия Налбандяна — чрезвычайно мифологизирована. Она в основном написана в «застойный» брежневский период, по всем канонам жизнеописания «выдающегося деятеля советского искусства». В ней всё соответствует духу эпохи.
Сегодня, говоря о наследии художника, было бы странно повторять давно существующие идеологемы и штампы. Термин «соцреализм» или, например, словосочетание «придворный художник», как называли Налбандяна, — ничего по-настоящему не объясняют. В этом случае корректнее, перспективнее говорить об особенностях экономических отношений, возникших после большевистской революции, о патрон-клиентских связях, о личных стратегиях выживания, о конформизме, о пропаганде и искать аналогии в общемировых консервативных тенденциях 1920-х –1930-х годов.
Дискуссия с участием команды музея-мастерской Дмитрия Налбандяна (ММОМА) и приглашенным спикером Глебом Напреенко будет посвящена стратегии выстраивания социального фасада на примере биографии Налбандяна как способа маневрирования в условиях меняющейся общественной и политической ситуации. Речь пойдет как о текстах и интервью, так и о его искусстве. Научный сотрудник Михаил Колчин и руководитель музея Екатерина Новокшонова расскажут о перипетиях биографии художника, а также о создании музея его имени, а Глеб Напреенко покажет связь позиции Дмитрия Налбандяна с проблематикой непризнания в психоанализе.
Поделиться: