НОВОСТИ

СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ЩЕГЛОВ (1921-2020) - родился 19 сентября 1921 года в селе Ляхи Владимирской губернии. С 1926 по 1940 годы жил в Муроме. В 1937 году его родители были репрессированы. Сам Сергей в 1941 году был арестован по обвинению в создании молодёжной антисоветской организации, приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал в Норильлаге. В 1959 году был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Интервью записано в 2018 году. Читать дальше...
Музей истории ГУЛАГа публикует 352-й фильм проекта «Мой ГУЛАГ» — рассказ Раисы Комаровой о расстреле своего отца и последующей жизни, о многолетней работе по защите прав репрессированных и о месте массового захоронения «Золотая гора». Материал привезен из экспедиции в Челябинск в 2023 году. Читать дальше...
В Боровске Калужской области 85-летний художник Владимир Овчинников пригласил более 100 единомышленников на открытие музея политических репрессий. Экспозиция должна была принять первых посетителей 29 октября в канун Дня памяти жертв политических репрессий. Но открытие не состоялось. И состоится ли вообще — сегодня сказать трудно. Читать дальше...
В Москве вандалы изрисовали таблички «Последнего адреса». Об этом сообщил в свем телеграмм-канале пользователь @arttomilov. «Сегодня увидел на прогулке, решил завтра пойду отмою...», - написал он. Но не успел исполнить свое намерение: на следующий день, когда он пришел оттирать, таблички были уже чистые. Читать дальше...
Сергей Петрович Афанасьев родился 27 сентября 1918 года в Москве. В конце 1930-х годов окончил архитектурный техникум и был направлен на военную службу на Дальний Восток. В 1941 году он был арестован, решением Военного трибунала первой Краснознаменной Дальневосточной Армии приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в КАРЛАГе. В 1947 году освободился из лагеря, но из-за поражения в правах не имел права вернуться в Москву. Реабилитирован в 1956 году. Читать дальше...
Пришло сообщение: «В Омске уникальный человек. Последний день. Один из ведущих в «Фейсбуке» группы «Память о ГУЛАГе». Неделю провел в архиве УФСБ Омской области. Хорошо бы успеть, пока не улетел».
Читать дальше...
На Князь-Владимирском кладбище во Владимире пропали мемориальные таблички, посвященные жертвам сталинских репрессий. Об этом сообщил грекокатолический священник Илья Астапов, внимание на его пост обратило владимирское издание «Довод».
Читать дальше...
В Музыкальном театре «Градский Холл» режиссер Георгий Иобадзе представит спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион». В основе постановки — невероятно веселый и одновременно печальный роман Нодара Думбадзе. Произведение родилось из воспоминаний о детстве: в 1937 году отца Нодара Думбадзе расстреляли, а маму и двух братьев отправили в ГУЛАГ, и ему пришлось жить у родственников в селе Хидистави. Читать дальше...
Музей истории ГУЛАГа публикует 351-й фильм проекта «Мой ГУЛАГ» — рассказ Евгении Нечипоренко о выселении семьи из родного дома в 1933 году, о расстреле отца во время Большого террора и жизни с матерью после произошедшего. Материал привезен из экспедиции в Иркутск в 2021 году. Читать дальше...
Спектакль «Зона голоса» создан в формате иммерсивного театра. Надев наушники, зритель следует в городском пространстве по маршруту от Памятника жертвам политических репрессий на Егошихинском кладбище и далее через знаковые места времен «Большого террора». Читать дальше...
30 октября для музея «Пермь-36» всегда было особенным днём. Ведь именно в политлагерях Мордовии и Пермской области зародилась традиция отмечать в эту дату День советского политзаключённого массовой голодовкой. И именно заключённые «Перми-36» первыми начали зажигать свечи в память о жертвах красного террора, рискуя дисциплинарными наказаниями. Позже этот день стал объединяющим для всей нации — Днём памяти жертв политических репрессий. И даже после того, как музейный комплекс перешёл в руки государства, его основатели приурочивали к 30 октября выставки, спектакли, публичные лекции, объединённые общим названием — Гражданские сезоны «Пермские дни памяти». Читать дальше...
Редактор «В ЛЕСАХ» Мария Дятлова поговорила с основателем магаданского издательства «Охотник» Павлом Ждановым о литературном наследии Колымы. Как публикация бортового журнала переросла в амбициозный проект формирования литературного канона Магаданской области? И почему читать Шаламова следует с достаточной долей осторожности? Читать дальше...
Пятихатки – место памяти из того же списка, что и Катынь, и Медное. На северной окраине Харькова, рядом с районом Пятихатки, на территории лесопарка в безымянных ямах захоранивали жертв советских репрессий, расстрелянных в годы Большого террора в Харьковском областном управлении НКВД. Здесь же захоронены пленные польские офицеры (кадровые и офицеры запаса) – узники Старобельского лагеря НКВД, расстрелянные в апреле-мае 1940 года в комендатуре Харьковского областного управления НКВД – 3820 человек, среди них и капитан Якуб Вайда, отец знаменитого польского режиссера театра и кино Анджея Вайды. Читать дальше...
В пятом эпизоде сериала «Правда про ГУЛАГ» мы расскажем про малоизвестный лагерь «Фабрика Чапаева», который затерян где-то среди колымских сопок возле реки Сеймчан. Лагерь являлся рудником, работники-заключённые которого добывали олово. В эпоху Хрущёва советские власти занимались зачисткой следов сталинских лагерей, но «Фабрика Чапаева» сохранилась в практически первозданном виде — потому что тяжёлой технике вроде бульдозеров было сложно подняться в горную местность. Читать дальше...
Через две недели состоится традиционная акция «Возвращение имен», посвященная Дню политзаключенного, учрежденного 30 октября 1974 года группой советских диссидентов в местах лишения свободы. Владимир Кара-Мурза, Владимир Останин, Лилия Чанышева, Даниэль Холодный, Илья Яшин и Алексей Навальный из тюрьмы призвали всех политзаключенных и сочувствующих им возродить этот день и провести 30 октября голодовку солидарности в знак протеста против политических репрессий нашего времени. Вспоминаем, как возникла эта диссидентская традиция, которой, казалось бы, не должно было остаться места в современной России. Читать дальше...
Первый советский исправительно-трудовой лагерь был основан 100 лет назад на территории Соловецкого монастыря. Заставив зеков работать, советская власть пыталась решить сразу две проблемы: избытка заключенных и нехватки денег в бюджете. Однако этот эксперимент обернулся кошмаром: на месте бывшей монашеской обители воцарились жестокость и террор, охранники срослись с преступностью и даже устраивали оргии. «Газета.Ru» рассказывает историю превращения Соловков в трудовой лагерь и публикует свидетельства того, что на самом деле творилось в стенах СЛОНа. Читать дальше...
Четвёртый эпизод нашего сериала «Правда про ГУЛАГ» расскажет о Бутугычаге — одном из самых страшных колымских лагерей, в котором работали те самые советские урановые рудники. Бутугычаг находится в горах, и его разреженный горный воздух, ветер и сильнейшие морозы вкупе с непосильным трудом унесли множество жизней. У Бутугычага есть ещё одна тайна — распиленные пилой человеческие черепа, которые массово находили в районе лагерного кладбища в восьмидесятые и девяностые годы. В этом видео мы вплотную подберёмся к её разгадке. Читать дальше...
Когда заходит речь о Колыме, в памяти многих из нас, вероятно, всплывает броский образ «родины нашего страха» — так этот регион охарактеризовал журналист и видеоблогер Юрий Дудь*. В медиа Колыма часто представлена дикой и холодной землей, которая воспринимается исключительно как место памяти о сталинских репрессиях. С этими представлениями сосуществуют ностальгические истории самих магаданцев о детстве на Колыме, нетронутой природе края и особых дальневосточных порядках, которые не понять «извне». Исследовательница памяти, аспирантка центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Екатерина Закревская порассуждала о том, как люди со стороны строят свои рассказы о Колыме, какую реакцию это вызывает у местных жителей и как еще можно говорить о прошлом и настоящем края. Читать дальше...
В начале сентября 2023 активисты Уральского Мемориала посетили место массового захоронения польских офицеров и полицейских близ села Медное Тверской области. Предлагаем вам сюжет Андрейса Аболса об этой поездке. Читать дальше...
Мою семью не коснулись репрессии, но затронуло раскулачивание. Считать ли нас пострадавшими от репрессий? Несомненно. Я рассказываю истории обоих прадедов своим детям, объясняю, откуда этот страх денег. Излишков не нужно, только дотянуть до зарплаты, иначе отберут. Как отняли у одного деда — из зажиточных вепсов — дом, скот, кожевенную мастерскую. Как все забрали у другого — богатый заонежский дом в деревне Кибитка, подводу, несколько лошадей и книги. Читать дальше...